Федеральный закон об осаго номер 40

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III. Компенсационные выплаты

    Глава IV. Страховщики

    Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI. Заключительные положения

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель обязательного страхования гражданской ответственности заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Каждый год законодательство вносит поправки в нормативные акты. В текущем году в документ внесли такие изменения:

  • расчет в натуре. В соответствии с новыми правилами возмещения убытков страховщики вправе не делать прямые отчисления пострадавшим. Положенные средства они будут пересылать на расчетный счет мастерской, которая будет заниматься ремонтом поврежденного транспорта;
  • минимальный срок действия страхового полиса – 1 год;
  • увеличен размер выплаты;
  • сроки рассмотрения претензии также увеличили;
  • заключение независимой экспертизы стало недействительным.
Статья Суть поправок
16 (пункт 21) Страхователь-юридическое лицо имеет право заключать соглашение при условии ограниченного использования транспортного средства (6 и более месяцев)
Статья 9 Изменился порядок установления территориального коэффициента, где преимущественно используется ТС
Статья 7 (пункт 10) Установлено новое ограничение по части возмещения угрозы жизни либо здоровья
Пункт 23 Изменился порядок переоформления бланка страховки ОСАГО
Пункт 34 Уточнили порядок возврата страховой премии в случае расторжения соглашения ОСАГО
Приложение №1 Внесли поправки в форму заявления о заключении соглашения

Изменения еще не окончательные, в закон будут вноситься поправки.

Таким образом, каждый автовладелец должен оформить страховку ОСАГО. Данная обязанность регулируется Федеральным законом №40.

В нормативном акте содержатся вся информация, касающаяся этого вопроса. Лица, которые нарушат установленные настоящим Федеральным законом требования по оформлению страховки, привлекаются к административной ответственности.

Глава I. Общие положения (статьи 1 — 3)

Каждый водитель должен покупать такой обязательный полис, так как если машина будет остановлена сотрудником ГИБДД, который выявит отсутствие этого документа, то нарушитель будет привлечен к административной ответственности, представленной штрафом в размере от 500 до 800 руб.

К общим положения ФЗ №40 относится:

  • прописываются основные термины, используемые при покупке полиса ОСАГО, к которым относится транспортное средство и его использование, указывается, кто может считаться владельцем и пользователем автомобиля, кто признается потерпевшим, а кто виновным при аварии;
  • перечисляется, что может причисляться к страховому случаю, при котором наносится вред имуществу или здоровью, а нередко и жизни людей;
  • прописывается, что такое страховые тарифы и компенсации, которые представлены выплатами со стороны покупателей полисов и страховых фирм;
  • приводятся принципы обязательного страхования, к которым относится то, что страховые организации обязаны гарантировать застрахованным лицам возмещение вреда, нанесенного их имуществу, здоровью или жизни;
  • по закону не допускается использование автомобилей без страховки ОСАГО.

Основной целью данного законодательного акта выступает мотивация владельцев автомобилей, чтобы они сами финансово были заинтересованы в том, чтобы повысить безопасность на дорогах.

Порядок и условия страхования

Условия покупки страховки и порядок использования полиса прописываются во второй главе ФЗ №40. К основным нюансам относится:

  • каждый собственник автомобиля должен приобретать страховку ОСАГО, причем независимо от того, каким именно транспортным средством владеет гражданин или компания;
  • даже люди или фирмы, у которых имеется только право пользоваться машиной, должны быть включены в страховку, причем на вписывание в полис дается только 10 дней после появления такого права;
  • полис ОСАГО покупается на все автомобили, которые могут двигаться со скоростью больше 20 км в час, а также это относится к машинам, которые допущены до движения по дорогам России или принадлежат воинским формированиям и органам;
  • если иностранцы приезжают в РФ на своем автомобиле, то они все равно должны покупать ОСАГО;
  • распространяется условие обязательного страхования и на прицепы;
  • владельцы автомобилей могут самостоятельно включать в страховку разные страховые случаи при необходимости;
  • если у виновника аварии отсутствует ОСАГО, то он обязан возместить нанесенный ущерб за счет своих средств;
  • нарушители закона привлекаются к административной ответственности, поэтому уплачивают штраф в размере от 500 до 800 руб.;
  • в законе приводятся основные правила, которые должны соблюдаться в процессе заключения договора, при внесении в него корректировок, а также при его продлении или расторжения;
  • приводятся нюансы уплаты и расчета премии, возмещения убытков, разрешения споров и требований к фирмам, которые могут заниматься продажей полисов ОСАГО или восстановлением автомобилей;
  • объектом обязательной страховки выступают имущественные интересы, а не сам автомобиль;
  • к страховым рискам относится причинение вреда машинам, чужому имуществу, здоровью и жизни людей, являющихся участниками аварии;
  • дополнительно в риски включается загрязнение природы, повреждение грузов, антиквариата, драгоценностей или нанесение вреда работникам компаний;
  • страховая сумма представлена средствами, которые выплачиваются пострадавшей стороне в аварии, которая максимально за имущество равна 400 тыс. руб., а при нанесении вреда жизни или здоровью сумма увеличивается до 500 тыс. руб.;
  • регулируются страховые тарифы не только фирмами, но и Банком России, устанавливающим максимальные показатели;
  • устанавливаются тарифы минимально на один год;
  • тарифы делятся на базовые ставки и используемые коэффициенты, причем сами ставки учитывают технические параметры автомобилей, а коэффициенты зависят от региона регистрации авто, прошлых страховок, сезонности использования машины и ее параметров;
  • при расчете цены учитывается стаж и возраст всех водителей, вписанных в страховку;
  • самые высокие коэффициенты предлагаются гражданам, передавшим в фирму ложные сведения или умышленно в прошлом выполняющим разные действия для наступления страхового случая.

Заключать договор можно на разное количество времени:

  • максимально страховая премия может быть равна трехкратному показателю базовой ставки;
  • заключается договор на год или меньшее количество времени;
  • на иностранные автомобили может покупаться полис на срок не меньше 5 дней;
  • если нет документов на машину, то можно купить страховку на 20 дней, чтобы иметь возможность управлять автомобилем и зарегистрировать его;
  • если досрочно расторгается контракт, то производится перерасчет и возврат некоторой части уплаченных средств.
  • — декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • -​ определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • -​ порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • -​ перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • -​ описание процедур возмещения убытков;
  • -​ порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • -​ реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Страховать риски автодорожных происшествий обязаны все автовладельцы в не зависимости от их желаний, материального положения, статуса гражданина РФ, возраста и прочих особенностей.

Поэтому пользоваться любой машиной без полиса ОСАГО на территории России запрещено.

федеральный закон об осаго

Общая суть Закона состоит в следующих основных постулатах:

  1. Все ключевые термины, определения, понятия и процедуры по защите потерпевшей стороны регулируются именно этим Законом.
  2. На основании общих правил Закона каждый виновник в автодорожной аварии обязан понести материальную ответственность в виде выплаты пострадавшему в аварии сумм возмещений за причиненный ему вред или материальный ущерб.
  3. Ответственность каждого водителя, участвующего в автодорожном движении определяется, а также и ограничивается полисом ОСАГО.
  4. Полис ОСАГО не должен быть просроченным и всегда должен находиться при водителе, управляющем автотранспортным средством.

Контроль над тем, чтобы все водители надлежащим образом осуществляли обязательное страхование, осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции.

Правила такого контроля гласят о мере наказания в случае нарушений водителями ответственности по автострахованию.

В том случае, когда страхователю необходимо направить страховщику такие электронные документы, как претензию или еще что-то, где требуется его подпись, то тогда он должны быть скреплены специальной цифровой подписью.

Такая подпись не бесплатная и ее можно купить за 250 руб. в любом отделения связи – Ростелеком, Почта России и так далее.

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Закон об обязательном страховании обязывает владельцев транспортных средств страховать существующий риск причинения вреда третьему лицу, независимо от материального положения.

Описание ключевых понятий и основных процедур Которые позволяют защитить права потерпевшего гражданина при аварийной ситуации на дороге
На основании положений закона виновный обязан понести материальную ответственность С целью компенсировать вред, нанесенный здоровью пострадавшего или его собственности
Ответственность определяется и ограничивается специальным типом обязательного страхования Главным документом которого является полис ОСАГО

Контроль наличия полиса осуществляется сотрудниками дорожной службы. После создания всеобщей базы данных страхователей данный вопрос будет контролироваться отдельной государственной структурой.

Недавнее важное изменение Исправление сроков осмотра поврежденного транспортного средства сотрудниками страховых фирм. Ранее страховщики проводили экспертизу повреждений в продолжение 5 дней с момента предъявления машины к осмотру. Сейчас страховые компании должны оценивать ущерб в течение 5 суток с момента подачи заявления о дорожно-транспортном происшествии страховщикам
Ввели запрет на независимую экспертизу В настоящее время такой документ не будет иметь силы
Сроки рассмотрения жалобы увеличили С 5 до 10 дней
Срок действия полиса Не может быть меньше 1 года
Увеличена страховая выплата Она составляет 100 тысяч рублей

Федеральный закон об осаго номер 40

В настоящее время не прекращаются споры, касающиеся статей нового закона. Причины дебатов:

  • недостаточная ответственность страховой фирмы за выполнение обязанностей;
  • двоякое толкование некоторых положений закона, что приводит к непонятным ситуациям;
  • использование поддельного полиса ОСАГО;
  • необходимость доплачивать за ремонт пострадавшего транспортного средства за счет финансов потерпевшего.
Трактовка основных понятий И принципы действия документа
Установление условий По которым оформляются страховые документы. Указывается, кто является участниками. В разделе рассматриваются вопросы, касающиеся исчисления страховой выплаты
Кто имеет право на получение страховой выплаты
Определение страхующего лица И особенности деятельности
Полномочия лиц, которые ведут страховую и оценочную работу Устанавливают сумму ущерба, профессиональное объединение страховщиков
Указание типов информационного соглашения В области обязательного страхования владельцев автомобилей

Статья 1. Основные понятия

Статья 30. Информационное взаимодействие

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

С 2018 года действуют определенные нововведения. К ним относится:

  • теперь фирмы должны оценивать ущерб в течение 5 дней с момента подачи заявления застрахованным лицом, а не с того времени, когда авто было предоставлено для осмотра;
  • перестали обладать юридической силой документы, полученные в результате проведения независимой оценки;
  • претензии от владельцев авто рассматриваются в течение 10 дней, а не 5, как было раньше;
  • с мая 2017 года не выплачиваются гражданам средства, а производится натуральное возмещение в виде ремонта авто;
  • регулярно увеличиваются страховые выплаты, поэтому теперь максимально на ремонт выделяется 400 тыс. руб.

Таким образом, ФЗ №40 «Об ОСАГО» является важным законодательным актом для любого автовладельца. Важно хорошо разобраться в его особенностях и содержании, чтобы каждый собственник автомобиля хорошо знал о своих правах и обязанностях. Регулярно вносятся изменения, о которых граждане должны быть в курсе.

| Оставить отзыв

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2017 включил в себя следующие изменения за два года:

  • 1.​ 1 октября 2014 года. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  • 2.​ 1 января 2015 года. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  • 3.​ 1 апреля 2015 года. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  • 4.​ 1 июля 2015 года. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Действующая сегодня редакция законодательного акта №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО» (далее – Закон) включает в свою структуру все те изменения, что происходили до начала 2018 года.

Акт призван определять не только правовые, но и экономические и организационные положения, касающиеся ситуаций с ДТП на дорогах и участников такого несчастного случая.

Каждое изменение, касающееся регулирования статей и пунктов данного положения, публикуется правительством РФ в форме отдельно изданного законодательного положения.

Федеральный закон об осаго номер 40

Например, следует обратить внимание на такие законы, что были изданы за последние 3 года, существенно повлиявшие на правила автострахования обязательного типа в 2018 году, как федеральный закон:

  • №223-ФЗ от 01.07.14 г.;
  • №344-ФЗ от 04.11.14 г.;
  • №349-ФЗ от 28.11.15 г.;
  • №146-ФЗ от 23.05.16 г.;
  • №214-ФЗ от 23.06.16 г.;
  • №360-ФЗ от 03.07.16 г.

При этом некоторые правила и нормативы, выпущенные последним актом №360-ФЗ в начале июля 2018 года, претерпели свою свежую редакцию 30 ноября 2018 года.

Те изменения, которые уже произошли, можно выделить в специальную таблицу и пользоваться ею, когда нужно вспомнить, что же говорит Закон в отношении того или иного случая, ситуации.

Новые события Расшифровка событий и дополнительная информация Ссылка на статьи Закона
Обязанность страховщиков обеспечивать по всем своим сервисам обслуживания клиентов продажу электронных полисов ОСАГО. Сделать так, чтобы сервис по продаже и оформлению ОСАГО через Интернет был бесперебойным, теперь обязанность каждого страховщика, имеющего соответствующую лицензию на реализацию продукта по ОСАГО. Пункт 1.1 ст. 22
Подпункт «ц» п. 1 ст. 26
Составление договоров со страхователями в виде электронных документов. Электронный документ составляется исключительно тогда, когда страхователь выразит об этом свое желание в письменном виде через подачу заявки в онлайн режиме. Пункт 7 ст. 15 дополнен пп. 7.2
Страховщик при определенных нарушениях со стороны страхователя-клиента имеет полное право взыскивать с него сумму возмещения, уплаченную пострадавшему при ДТП. Если страхователь предоставляет неверные сведения о себе или машине при заключении договора, то страховщик имеет право взыскивать с него сумму страховки, что была заплачена потерпевшей стороне. Подпункт «к», п. 1 ст. 14 изменен полностью
Всем страхователям можно пользоваться электронными документами при оформлении Е-ОСАГО. Для оформления электронного полиса каждый страхователь имеет право направлять страховщику электронные свои документы. Пункт 4 ст. 15
Проведение экспертизы на предмет технических повреждений авто должно проводиться не дольше 5 рабочих дней. После предоставления на экспертизу побитой в ДТП машины страхователь имеет право забирать ее для ремонта уже через 5 дней в рабочем режиме. Часть 3 п. 10 ст.12
Без согласования со страховщиком не имеет смысла клиентам пользоваться услугами независимых экспертов. Заключительные данные независимой экспертизы теперь страховщик не принимает, а принимает к сведению только отчеты своих экспертов, либо согласованных с ним заранее, предложенных клиентом. Пункт 11 ст.12
Возмещение ущерба теперь прямое. Теперь каждый потерпевший в аварии может подавать заявление на получение выплат в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. Статья 14.1
Вместо 5 теперь 10 дней разрешается рассматривать досудебную претензию страховщику. Если клиент подал досудебную претензию при возникновении споров со страховщиком, тогда она будет рассматриваться уже не 5, а максимум 10 дней. Часть 2 п. 1 ст. 16.1
При отсутствии иных причин срок полиса должен составлять не менее 1 года. Если машина не следует к месту постановки на учет в ГИБДД, если она сезонно не используется и если это не иностранное авто и по иным причинам, то полис должен быть оформлен сроком на год. Подпункт «а» п. 3. ст. 10
Все иностранные граждане с автомобилями должны иметь при себе страхование ОСАГО международного уровня. У каждого иностранного автовладельца должна быть «Зелена карта». Пункт 2 ст. 31

Нужно отметить, что именно с 1 января 2018 года вступил в силу пункт 7 ст. 1 Закона.

Говорится о том, что пока еще оформление полисов ОСАГО может быть организовано страховщиками двумя способами:

  1. Продажа бумажного полиса, составленного на бланке строгой отчетности.
  2. Продажа электронного полиса, составленного через официальный сайт страховщика и выданный клиенту в электронном виде.

Покупка Е-ОСАГО не является для водителей обязанностью, но правом. Все изменения по персональным данным автовладельцев, либо техническим и прочим данным его машины страхователь обязан вовремя вносить в данные в личном кабинете (в течение 5 рабочих дней), предварительно сообщив об этом страховщику.

Все изменения проходят проверку на подлинность в единой базе АИС РСА по ОСАГО.

Поправки в закон, которые ожидаются, то они вступят в силу в течение 2018 года, заключаются в следующем.

Новшества Расшифровка
Отмена коэффициента мощности автотранспортного средства. Предлагается исключить из расчетов стоимости полиса по классической формуле коэффициент, указывающий мощность двигателя страхуемой машины.
Отдельный коэффициент за нарушения автодорожных Правил. Сейчас действуют коэффициенты «Бонус-малус», определяющие количество аварий на дорогах, но хотят ввести отдельный коэффициент, показывающий, какие и сколько нарушений ПДД было сделано водителем.
Ремонт машины вместо оплаты страховки. Сейчас рассматривается возможность сделать систему страхования таким образом, чтобы побитые машины только ремонтировались, а не производилась оплата деньгами по ним для их ремонта.
Выбор станции для ремонта авто после ДТП может быть оставлен за автовладельцами. При этом автовладельцам будет разрешено выбирать только из тех автомастерских, которые стоят в перечне сервисов страховой компании, либо с кем у страховщика заключен договор.
Расстояние от места технической экспертизы (либо места жительства клиента) до места ремонта машины не должно превышать 50 км. Ограничение по расстоянию между автомастерской и место нахождения побитой машины является удобством скорее для страховщика, который обязан предоставить бесплатно эвакуатор для ТС не на ходу, чем для автовладельца.
Место ремонта побитой машины будет определять страховщик, если ДТП случилось вне зоны его влияния. В случае если ДТП произошло не в том регионе, где находится страховщик потерпевшего, предлагается страховой компании самой определять автосервис для восстановления авто.
Амортизацию (износ) учитывать страховщики не будут при определении страховой выплаты. Для автомобилистов такой поворот событий будет только в плюс, потому как из страховки не будет вычитаться сумма износа.
Категории автомобилистов в водительских правах могут быть изменены для тех ТС, по которым можно не приобретать ОСАГО. Некоторые виды самоходных машин и прочих видов средств передвижения (например, маломощные мопеды, мотороллеры либо велосипеды) могут не страховаться в обязательном порядке.
Увеличение сумм выплат по Европротоколу. Могут увеличить сумму выплаты по Европротоколу с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • -​ общая взаимная ответственность всех участников движения
  • -​ быстрая выплата компенсаций;
  • -​ оперативное оформление страхового случая;
  • -​ быстрое оформление полиса;
  • -​ возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • -​ поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • -​ относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • -​ невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • -​ безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • -​ множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • -​ бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • -​ недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховой компании собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» страховые договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;
  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(с изменениями на 29 декабря 2017 года)

Принят

Государственной Думой3 апреля 2002 года

ОдобренСоветом Федерации10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2017 доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Закон об ОСАГО новая редакция 2017 года

Владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства. ОСАГО вводилось во всех странах как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба , причинённого владельцами транспортных средств и как финансовый инструмент повышения безопасности дорожного движения . Подобное страхование действует во многих странах мира, а также в рамках транснациональных соглашений — например, «зелёная карта ».

В СССР идея введения этого закона обсуждалась в 60-хх годах XX века, но тогда от внедрения такого страхования было решено воздержаться . Вернулись к разработке этого закона в 1993-94 годах, когда в Государственную Думу стали поступать различные версии соответствующего законопроекта , . Финальный этап разработки закона пришелся на 2000-2002 годы.

С 1 июля 2015 года автовладельцы смогут оформить полис ОСАГО через интернет и распечатать его на принтере. Данное постановление было подписано Дмитрием Медведевым. Соответствующий документ размещен в «Российской газете».

Энциклопедичный YouTube

    1
    /
    2

    Обязательное Автострахование. Нюансы. Автогражданка. ОСАГО.

    Электронное ОСАГО

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Субъекты ОСАГО

Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России , Министерство финансов Российской Федерации и Банк России , надзорно-контрольные функции — государственный орган страхового надзора . С 1 сентября 2013 года эти функции перешли к ЦБ РФ, ранее, с 4 марта 2011 года государственный страховой надзор осуществляла ФСФР , с 9 марта 2004 года — ФССН , еще ранее — Департамент страхового надзора Минфина РФ.

Социальная напряженность, вызванная введением ОСАГО

Обязательность этого вида страхования вызвала массу противоречий в обществе. Самым ярким информационным поводом, привлёкшим внимание к несогласию с этим законом, было дело о проверке конституционности Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской Областной Думы, группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и жалобой гражданина С. Н. Шевцова .

Основными доводами заявителей было непозволительное ограничение свобод собственности и договора, а также то, что «плата за обязательное страхование…, обладающая всеми признаками налога, не учитывает прожиточный минимум в Российской Федерации и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан — владельцев транспортных средств».

Примечания

  1. Моржаретто, Игорь.
    Автострахование: Дас ист ОСАГО . «За рулем » (24 января 2014). — В 1925 году в штате Массачусетс приняли первый закон об обязательном страховании ответственности владельцев машин. Спустя несколько лет автострахование стало обязательным на всей территории Америки, в Германии такая обязанность прописана с 1933 года. А к концу 1940-х почти во всех европейских странах действовали законы об ОСАГО. Проверено 30 апреля 2014.
  2. Васин, В.П.
    §3.2. История введения Закона об ОСАГО
    // Страхование транспорта (КАСКО) и автогражданской ответственности (ОСАГО) . — Новосибирск: СибАГС, 2008. — 171 с.
  3. Кругляк, Владимир.

В РФ ОСАГО применяется
с 2004г. и проводится в обязательном
порядке Основными НПА выступают:
Федеральный закон «Об ОСАГО», Постановление
Правительства «Об утверждении страховых
тарифов по ОСАГО», методические
рекомендации Российского совета
автостраховщиков.

Обязательному
страхованию не подлежит риск гражданской
ответственности владельцев ТС
:

    максимальная
    конструктивная скорость которых не
    более 20 км/час.

    на которые не
    распространяется действие законодательства
    РФ о допуске транспортных средств к
    участию в дорожном движении на территории
    РФ;

    которые находятся
    в распоряжении вооруженных сил РФ, за
    исключением автобусов, легковых
    автомобилей, прицепов и других
    транспортных средств, используемых
    для обеспечения хозяйственной
    деятельности вооруженных сил;

    которые
    зарегистрированы в иностранном
    государстве, которое является участником
    международных систем обязательного
    страхования, участником которых является
    РФ.

Объектом
обязательного страхования

являются имущественные интересы,
связанные с риском гражданской
ответственности владельца транспортного
средства по обязательствам, возникающим
вследствие причинения вреда жизни,
здоровью или имуществу потерпевших при
использовании транспортного средства
на территории РФ.

Страховым случаем
признается

наступление гражданской ответственности
страхователя, иных лиц, риск ответственности
которых застрахован по договору
обязательного страхования, за причинение
вреда жизни, здоровью или имуществу
потерпевших, которое влечет за собой
обязанность страховщика произвести
страховую выплату.

1. причинения вреда
при использовании иного транспортного
средства, чем указанное в страховом
договоре;

2. причинения
морального вреда или возникновение
обязанности по возмещению упущенной
выгоды;

3. причинения вреда
при использовании транспортного
средства в ходе соревнований, испытаний
или учебной езды в специально отведенных
местах;

4. загрязнения
окружающей природной среды;

5. причинения вреда
в результате воздействия перевозимого
груза;

6. причинения
водителем вреда, управляемому им
транспортному средству и прицепу к
нему, перевозимому в них грузу,
установленному на них оборудованию;

7. причинения вреда
при погрузке груза на транспортное
средство или его разгрузке; при движении
транспортного средства по внутренней
территории организации;

8. причинения вреда
жизни или здоровью работников при
исполнении ими трудовых обязанностей,
если этот вред подлежит обязательному
страхованию и возмещению в соответствии
с Законом;

9. возникновения
обязанности по возмещению работодателю
убытков, вызванных причинением вреда
работнику.

https://www.youtube.com/watch?v=y1xLTlwRVEY

240 тыс. руб. при
причинении вреда жизни или здоровью
нескольких потерпевших и не более 160
тыс. руб. при причинении вреда жизни или
здоровью одного пострадавшего;

160 тыс. руб. при
причинении вреда имуществу нескольких
потерпевших и не более 120 тыс. руб. —
одного пострадавшего.

Страховая премия

определяется в соответствии со страховыми
тарифами, установленными Правительством
РФ. Для каждого ТС есть базовая
ставка
(для
легковых в зависимости от мощности
двигателя, для грузовых – грузоподъемности,
для автобусов – количества мест).
Изменение Правительством тарифов в
течение срока действия договора не
влечет за собой изменения страховой
премии, оплаченной страхователем ранее.

Расчет страховой премии осуществляется
страховщиком на основе сведений,
сообщенных страхователем в письменном
заявлении о заключении договора ОСАГО,
которые учитываются в качестве поправочных
коэффициентов

(территориальный коэффициент – город,
сельская местность; коэффициент
бонуса/малуса — за безаварийную
эксплуатацию или наоборот;

коэффициент
возраста и стажа водителей; коэффициент
за ограниченный либо неограниченный
круг лиц допущенных к управлению ТС;
коэффициент сезонного использования
ТС – весь год или его часть; коэффициент
краткосрочного страхования — если ТС
едет к месту регистрации; коэффициент
мощности двигателя легкового автомобиля).

В страховом тарифе
по ОСАГО ≈ 77% это нетто-ставка и 23% это
расходы на ведение дела, в т.ч. 3% это
резервы в Российский совет автостраховщиков.

Как правило договор
ОСАГО заключается
на один год
.
Период ограниченного использования
транспортного средства для граждан — 3
месяца, для юридических лиц — 6 месяцев.
Владельцы ТС, зарегистрированных за
рубежом и временно используемых в РФ,
заключают договор на срок временного
использования, но не менее чем на 15 дней.

Заявление о
заключении договора,

Паспорт для
физических лиц и свидетельство о
регистрации для юридических лиц,

ПТС или свидетельство
о регистрации ТС,

Водительское
удостоверение, а также документы
подтверждающие право водителя на
управление ТС (если ограниченный допуск
к управлению).

Договор ОСАГО
может быть заключен с условиями допуска
к управлению ограниченного круга лиц,
либо без ограничений.

Акт заключения
страхового договора ОСАГО удостоверяется
выдачей страхователю страхового
полиса
,
который имеет единую форму на всей
территории РФ. Вместе с полисом
страхователю выдается перечень
представителей страховщика в субъектах
РФ, текст Правил по ОСАГО (раньше еще
стикер-наклейка).

Смерти страхователя
или собственника (физического лица)
либо ликвидации страхователя (юридического
лица),

Ликвидация
страховщика,

Гибель (утрата)
ТС, указанного в полисе,

Отзыва лицензии
страховщика,

Замены собственника
ТС,

Иные случаи,
предусмотренные законодательством.

Страховщик может
досрочно прекратить договор ОСАГО

при выявлении ложных сведений,
предоставленных страхователем при
заключении договора, а также в иных
предусмотренных законом случаях.

При наступлении
страхового случая страхователь обязан
сообщить страховщику в установленный
срок и определенным способом. Вместе с
заявлением о страховой выплате подаются
справка о ДТП выданная органами полиции
и извещение о ДТП (если оно заполнялось
потерпевшим), а также другие установленные
Правилами ОСАГО документы.

При причинении
вреда имуществу потерпевший обязан
предоставить поврежденное имущество
или его остатки страховщику для осмотра
и /или организации независимой экспертизы
в целях выяснения обстоятельств
причинения вреда и определения размера
подлежащих возмещению убытков. Страховщик
обязан провести осмотр поврежденного
имущества и/или организовать экспертизу
в течение не более чем 5 дней со дня
получения заявления о страховой выплате
и необходимых документов, если не
предусмотрено иное. Если невозможно
перемещение, то осмотр и экспертиза
проводятся по месту нахождения ТС.

В течение 30 дней
со дня получения необходимых документов
страховщик составляет акт о страховом
случае, на основании которого он
производит страховую выплату потерпевшему
или направляет ему мотивированный отказ
с указанием причин.

В дополнение к
страхованию каско и страхованию
ответственности владельцев ТС может
предлагаться автотранспортное
страхование от несчастных случаев
.

Оставьте комментарий

Adblock
detector