Страховой случай по ОСАГО при ДТП и без него: акт, порядок действия, заявление

Что нового в правилах ОСАГО?

Покрываемые страховым полисом обстоятельства однозначно можно обобщить совокупностью следующих обстоятельств:

  • происшедшие с субъектом, имеющим оформленный полис ОСАГО на то средство передвижения, которое стало причиной нанесения вреда третьей стороне;
  • не относящиеся к исключениям, детерминированным договором, как не подлежащие покрытию.

Что к нему относится

Любой ущерб чужому транспортному средству, физическому благосостоянию, а также движимому и недвижимому имуществу, будет отнесен к страховому случаю, покрываемому действующим договором ОСАГО, если ущерб укладывается в лимиты покрытия, а также не относится к высоко рисковым обстоятельствам. Предельный размер платежа по ОСАГО может достигнуть суммы в 400 тыс.

Исчерпывающий список сценарных условий, которые не подлежат страховому возмещению, содержится в каждом договоре страхования и содержит в себе следующие пункты:

  • любые повреждения третьей стороны, если оны были допущены при соревновательных, испытательных или учебных мероприятиях;
  • ущерб, причинённый третьей стороне, если его причиной стал перевозимый на транспортном средстве груз;
  • вред здоровью человека, который находился при исполнении должностных функций, страхуемых в индивидуальном порядке;
  • при управлении застрахованным транспортом субъектом, который не указан в полисе;
  • если непосредственный ущерб был причинен не самим авто, а прицепом к нему или перевозимым в прицепе грузом;
  • при разрушении в частичном размере или целиком, любых объектов относимых к антиквариату или имеющих историческую ценность;
  • если вред был причинен не третьей стороне, а экологической составляющей окружающей природной среды;
  • при превышении допустимой суммы покрытия.

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен, а также сокращен конкретным провайдером страховых услуг.

О том, каков порядок действия при (после) ДТП или в случае другого страхового случая по ОСАГО, расскажем далее.

Способствуют страховщикам и новые Правила ОСАГО. В прежней их редакции пунктом 70 прямо определялось, что акт осмотра и заключение эксперта являются неотъемлемыми частями акта о страховом случае.

А сам акт должен был выдаваться вам страховщиками в срок не позднее трех суток со дня вашего письменного обращения в СК (пункт 71).

Сегодня в 4.22 и 4.23 пунктах новой редакции Правил указывается лишь обязанность страховщиков выдать акт о страховом случае, но иные документы не упоминаются и никак к данному акту не привязываются. Что позволяет сотрудникам СК заявлять, что акт осмотра и экспертное заключение – «собственность» страховой, документы для внутреннего пользования. И на этом основании попросту не выдавать их вам.

Как с этим бороться?

Если страховая не выдает акт осмотра по ОСАГО и/или заключение эксперта СК по вашему устному требованию, вы можете направить письменный запрос на его/их выдачу.

Официальный запрос пишется в произвольной форме, но необходимо чтобы в нем содержалось требование о выдаче и мотивация этого требования. Можно, к примеру, сослаться на пункт 3.11 Правил ОСАГО, где черным по белому записано: «по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан ознакомить потерпевшего с результатом осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки)».

Отправьте запрос (оставив себе копию) заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении, либо передайте в СК лично под роспись сотрудника страховой о приеме письма, заверенную печатью СК. В суде это будет являться доказательством того, что вы пытались выяснить позицию и мотивы СК, но вам мешали это сделать.

В ответ на официальный запрос СК в большинстве случаев требуемые документы выдают. Но порой все же либо отказывают в выдаче, либо попросту игнорируют ваши требования.

Тогда вы можете попытаться, согласовав с экспертом СК время и место, потребовать проведения повторного осмотра с выдачей вам на руки копии акта. В том случае, разумеется, если ваш автомобиль еще не отремонтирован.

Если же вы успели осуществить ремонт своего транспортного средства, или вам отказывают и в повторном осмотре (факт отказа тоже желательно зафиксировать документально) – в суде, к сожалению, придется обходиться без акта осмотра (и/или экспертного заключения).

Это уменьшает шансы на положительное решение суда, но они все-таки есть.

И если вам потребуется квалифицированная помощь в защите ваших законных прав – «Автоюристы Москвы» всегда готовы вам ее оказать.

Подавайте иск в суд!

В данной ситуации добиться справедливости можно только через суд.

А для успешного доказательства вашей правоты необходимо представить суду ряд документов, получить которые можно только в СК:

  • Письменный отказ СК в выплате (полной или частичной) страхового возмещения – этот документ дает возможность самой инициации судебного процесса;
  • Акт о страховом случае, где отмечается факт осмотра поврежденного автомобиля – позволяет исключить ситуацию, когда СК заявит, что автомобиль к осмотру не предоставлялся;
  • Акт осмотра, где фиксируются повреждения автомобиля – дает возможность доказывать только правоту вашей оценки, а не факт наличия самих повреждений;
  • Заключение эксперта СК о стоимости восстановительного ремонта – оно, в сущности, и будет вами оспариваться.

Разумеется, страховщикам нет никакой нужды давать вам в руки оружие против самих себя. И они всячески препятствуют получению вами этих документов.

Если письменный отказ в полной выплате затребованных вами средств и акт о страховом случае получить, как правило, удается (поскольку СК обязаны их предоставить), то для получения иных – особенно последних двух – придется приложить немало усилий.

Порядок оформления

Чтобы страховой случай подлежал компенсации ущерба, должна быть соблюдена определенная последовательность действий, при несоблюдении которой страховщик правомочен отказать в выплате. О том, куда обращаться в случае ДТП (или иного страхслучая) по ОСАГО и как все оформить, расскажем ниже.

Алгоритм действий

При наступлении обстоятельств, относимых к страховому случаю, следует выполнять формальности с момента происшествия, в том числе:

  1. остановиться и выставить знаки аварийной остановки;
  2. вызвать аварийных комиссаров и представителей ГИБДД;
  3. выполнить фото и видеосъёмку места инцидента четырёх сторон, на тот случай, если относительное положение объектов и предметов изменится до прибытия должностных лиц;
  4. запросить у противной стороны личные данные (ФИО), узнать номер страхового полиса, срисовать номерные знаки средства передвижения;
  5. не передвигать объекты и предметы, значимые для определения обстоятельств происшедшего события;
  6. не покидать места дорожного инцидента.

Любое общение с противной стороной столкновения не рекомендуется, дабы избежать проблем с неоднозначной трактовкой происшедшего события.

Актирование происшествия осуществляется сотрудником ГИБДД после опроса сторон дорожного инцидента и осмотра места происшествия. По процедуре, составленный акт о страховом случае по ОСАГО должен быть подписан обеими сторонами, однако несогласие одной из них с изложенными формулировками или сделанными выводами не является основанием для отклонения страховым провайдером заявления о страховом случае по ОСАГО на компенсацию ущерба.

Про документы для оформления страхового случая по ОСАГО расскажем ниже.

Сбор документов

Для получения компенсационного покрытия потребуется предъявить страховому провайдеру ряд документов, в том числе:

  1. Паспорт на средство передвижения и свидетельство о государственной его регистрации.
  2. Собственные документы, удостоверяющие личность.
  3. Полис страхования, покрывающий основные риски по программе ОСАГО.
  4. Акт о дорожном происшествии с указанием обстоятельств и виновной стороны, который может быть заменен протоколом о нарушении административного свойства, либо постановлением об отказе в возбуждении уголовного преследования. При описании повреждений авто желательно наличие формулировки «Возможны скрытые дефекты», позволяющей претендовать на покрытие ремонта поломок, обнаруженных после вскрытия авто.
  5. Заключение экспертизы с указанием суммы восстановительных работ является основанием для определения размера покрытия и может быть оформлено пострадавшим самостоятельно, так как впоследствии будет компенсировано страховщиком.

Процедура обращения в страховую компанию подразумевает сбор необходимых документов и соблюдение сроков давности, по истечении которых вопрос не будет приниматься к рассмотрению, несмотря на обстоятельства.

Срок рассмотрения

Временной интервал, в течение которого провайдер страховых услуг может рассматривать обращение клиента, не может быть длительнее 20 календарных дней, вне зависимости от выпадающих праздников и выходных.

Adblock
detector