Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Основные понятия

Под понятием «утраты товарной стоимости» (УТС) обычно понимается потеря стоимости автомобиля, возникающая после его участия в ДТП и проведения последующего ремонта. Это очевидно, ведь любой новый автомобиль будет значительно дороже битого и впоследствии восстановленного. Потеря товарной стоимости авто объясняется целым рядом факторов — замена запчастей на неоригинальные или даже б/у, повреждение целостности кузова и лакокрасочного покрытия, ухудшение внешнего вида автомобиля, ремонт автомобиля у неофициальных дилеров.

Несмотря на то, что к 2017 году сложилась достаточная практика возмещения УТС по ОСАГО через суд, в этом вопросе имеются некоторые разногласия. Так, страховщики, руководствуясь Федеральным законом № 40 относят УТС к категории упущенной выгоды, а не к реальному ущербу. Закон же «Об ОСАГО» требует выплату пострадавшей стороне только реального ущерба, ничего не говоря о выплате упущенной выгоды.

Устранение дефектов ТС, побывавшего в дорожном происшествии, как правило, связано с необратимыми изменениями нескольких характеристик, таких как:

  • геометрические параметры;
  • физические и химические свойства материалов;
  • показатели рабочих процессов;
  • функциональные и эксплуатационные особенности.

Привести автомобиль к доаварийному состоянию практически невозможно. В процессе ремонтных мероприятий владелец несёт производные потери, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на цену имущества.

То есть, под УТС понимают преждевременное уменьшение объёма денежного эквивалента транспортного средства в связи с ухудшением его внешнего вида и снижением прочности отдельных деталей, соединений, специальных покрытий. Показатель можно вычислить как для повреждённого автомобиля, так и для машины, прошедшей комплекс операций по восстановлению. При этом качество оказанных услуг на расчёт не влияет.

утрата товарной стоимости по осаго

Понятие утраты товарной стоимости применяется в ситуации, когда необходимо:

  • устранить деформацию кузова или рамы ТС;
  • частично либо целиком заменить несъемные элементы конструкции;
  • отремонтировать пластиковое крыло, дверь, крышку багажника и т. д.;
  • покрасить лицевые поверхности;
  • разобрать салон.

Это правило распространяется на следующие детали:

  • молдинги;
  • ручки;
  • корпуса зеркал;
  • облицовки;
  • накладки.

Кроме того, на дополнительную выплату не могут претендовать собственники машин, параметры которых можно отнести к приведённым ниже группам:

  • легковые автомобили старше 5 лет;
  • износ составляющих более 35%;
  • автобусы и грузовики, изготовленные на территории РФ, мене года назад;
  • транспорт иностранного производства, возрастом от двух лет, используемый в коммерческих целях для перемещения различных предметов (тягачи, фургоны, самосвалы и другая спецтехника);
  • ТС с истёкшим гарантийным сроком, выпущенные за пределами нашей страны и применяемые для ведения предпринимательской деятельности, как помощь в обеспечении технологических процессов;
  • заграничные автотранспортные средства, которым уже исполнилось три года, предназначенные для перевозки более восьми пассажиров по утверждённому маршруту в пределах населённого пункта;
  • иностранные туристические автобусы, прослужившие больше пяти лет.

Покупка ОСАГО — обязательное условие для эксплуатации автомобиля на территории Российской Федерации.

Сегодня существует целый ряд нюансов, связанных с использование полиса ОСАГО, его оформлением, а также расчету возмещения по нему.

Именно поэтому разработаны специальные формулы для вычисления суммы возмещения. Касается это также расчета утраты товарной стоимости транспортного средства.

Ранее, до введения соответствующего предписания, УТС по ОСАГО включались в выплату только лишь по соответствующему запросу от клиента. Возраст автомобиля учитывается.

К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно заранее, относятся:

  • необходимые термины;
  • причины возникновения;
  • законодательная база.

Необходимые термины

Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО регламентируется законодательно.

Но для верной трактовки всех пунктов данного НПД следует заранее ознакомиться с основными терминами и понятиями.  Это позволит избежать ошибок при использовании методики вычисления УТС.

К основным понятиям, ознакомиться с которыми необходимо будет поближе, относятся:

  • фактическая, реальная стоимость;
  • эксплуатационные характеристики автомобиля;
  • утрата товарной стоимости;
  • убытки;
  • страховые риски.

Так как у уже получившей повреждения ТС будут ухудшены эксплуатационные параметры. Под таковыми понимается целый ряд различных параметров.

Это скорость движения, управляемость, ремонт и множество иных характеристик.  Эксплуатационные характеристики напрямую влияют на стоимость авто на вторичном рынке.

«Утрата товарной стоимости» Уменьшение суммы, которую возможно будет получить при продаже ТС. Причем данный показатель может быть различным, в зависимости от разных моментов
«Убытки» В конкретном случае некоторая сумма денег, которая не будет получена по причине уменьшения товарной стоимости конкретного автомобиля
«Страховые риски» Определенные события, на основании которых у застрахованного лица возникает право на получение денежной компенсации от страховой компании

Причины возникновения

Причина возникновения утраты товарной стоимости — именно сам факт ДТП. Так как даже самый квалифицированный ремонт не может конкурировать с заводской сборкой.

При наличии нарушения прав самого держателя полиса решение будет однозначно именно в пользу истца. Сегодня судебная практика по этому поводу достаточно обширна.

Непосредственно самими причинами возникновения УТС можно обозначить следующие:

  • ухудшение эксплуатационных характеристик;
  • вероятность наличия различных скрытых повреждений, которые не были идентифицированы и устранены;
  • снижение товарной стоимости;
  • наличие возможных убытков по причине серьезной аварии;
  • серьезное повреждение лакокрасочного покрытия;
  • иное.

Существует целый ряд различных причин по которым стоимость авто будет существенно меньше, чем рыночная цена ТС, в аварии не участвовавшего.

Существует целый ряд самых разных нюансов. Ознакомиться с ними лучше всего заблаговременно. Это позволит избежать самых разных проблем и сложностей.

Законодательная база

Сам факт обязательности выплаты по утрате товарной стоимости определяется Постановлением Пленума Суда Российской Федерации №2 от 29.01.15 г. «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС».

Обозначается он как «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС».

ст.№3 Основные принципы работы программы обязательного страхования автогражданской ответственности
ст.№4 Основные обязанности владельцев транспортных средств по страхованию автогражданской ответственности
ст.№5 Основные правила ОСАГО, в рамках которых реализуется соответствующая программа
ст.№6 Что такое объект обязательного страхования, что подразумевается под понятием «страховой риск»
ст.№7 Устанавливаются лимиты по страховыми суммам
ст.№8 Процесс регулирования страховых тарифов
ст.№9 Что такое базовые ставки по тарифам, а также основные коэффициенты
ст.№10 Как выбирается и устанавливается срок действия по договору обязательного страхования
ст.№11 Обозначается алгоритм действия при возникновении страхового случая (как для пострадавших, так и для потерпевших)
ст.№12 Алгоритм вычисления величины страховой выплаты, порядок её осуществления
ст.№14 Определяется право регрессивного требования к виновному в ДТП
ст.№15 В каком порядке должно осуществляться обязательное страхование ответственности
ст.№18 Определяет лиц, имеющих право на соответствующие компенсационные выплаты
ст.№19 Как производятся сами компенсационные выплаты
ст.№20 Процесс взыскания сумм выплат по соответствующим договорам

Сам процесс получения компенсации имеет большое количество самых разных нюансов. Со всеми ними лучше всего ознакомиться заранее.

Что включает УТС

Согласно нормам ОСАГО, потерей товарного вида является убыток, причиненный автовладельцу, который оказался причастным к аварии не по своей вине. Будучи технически испорченным, автомобиль  теряет изначальные внешние и внутренние технические характеристики, а это неукоснительно ведет к уменьшению цены на авто при последующей перепродаже.

Решение Верховного суда обязывает страховщиков возмещать разницу стоимости ТС, ставшего участником ДТП и признанного в нем потерпевшим, в случае обращения водителя за данной услугой.

Базой для определения разницы в цене рассматривают актуальную стоимость машины. Конечно формула расчета УТС сложная и этим знанимаются эксперты, но говоря простым языком, Вам рассчитывают стоимость вашего автомобиля если бы он не был в ДТП и стоимость вашего авто после ДТП. Вот эта разница в стоимости и есть сумма утраченной товарной стоимости автомобиля.

Обычно у дорогостоящего авто УТС выше.

Утрата товарной стоимости включает такие моменты:

  • Изменение внешних характеристик автомобиля;
  • Восстановление лакокрасочного покрытия;
  • Утрата исходного уровня эксплуатационных качеств;
  • Снижение надежности отдельных элементов ТС, возможные скрытые деффекты.

Как получить компенсацию?

На сегодняшний день порядок определения УТС находится в разработке. Несмотря на это обеспечить покрытие убытков вполне реально. Сложившаяся судебная практика относит к действительным потерям не только стоимость работ по устранению повреждений, покупки запасных частей, но и снижение цены автомобиля вследствие ремонта после аварии.

Покрытие утраченной стоимости нередко осложняется тем, что страховщик вносит в договор условие, которое освобождает его от обязанности компенсировать ущерб. Такое положение является ничтожным и не должно применяться даже после подписания соглашения.

В качестве обоснования можно привести:

  • Закон об ОСАГО, утверждающий, что объектом защиты являются имущественные интересы;
  • ГК РФ, в котором говорится, что лицо, чьи права были нарушены, вправе рассчитывать на полное покрытие убытков, если объём вознаграждения не ограничен нормативными актами либо по договорённости сторон;
  • Пленум Верховного Суда постановил, что преждевременное снижение цены автомобиля относится к реальному финансовому урону и подлежит рамбурсированию в пределах заключённого соглашения, даже если потерпевший предпочёл заменить наличные средства организацией ремонта на станции техобслуживания.

При этом действовать необходимо следующим образом:

  • обратиться к страховщику за компенсацией повреждений;
  • дождаться перечисления денег;
  • проанализировать возможность возмещения в связи со снижением стоимости автомобиля;
  • представить независимым экспертам неисправное ТС для обследования либо обеспечить их всей информацией для расчёта суммы УТС (смета, калькуляция восстановительных работ);
  • передать компании требование, составленное в двух экземплярах и оформленное как входящая корреспонденция, при этом один документ с отметкой лучше оставить у себя — это послужит подтверждением доставки претензии адресату;
  • получить мотивированный отказ в письменной форме;
  • составить заявление самостоятельно или с помощью специалиста и направить его в суд;
  • после положительного решения, истцу возвращаются затраты на процедуру и перечисляются средства, обозначенные в претензии.

Итак, отсутствие специальных законодательных норм, регулирующих вопросы, связанные с определением величины утраты рыночной стоимости, не могут служить основанием для отказа в компенсации такого убытка в рамках договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Условия возмещения УТС страховщиком

Импортный автомобиль не должен быть старше 2015 года, а возраст машины, выпущенной в странах СНГ, не должен превышать трех лет.

https://www.youtube.com/watch?v=GG0_JVFq6kk

Автовладелец не является виновником ДТП.

Стоимость УТС не должна быть более 400 тысяч рублей.

В категорию восстанавливаемых вследствие дорожного происшествия деталей не входят запчасти, которые ранее были разбиты в других ДТП, учитываются лишь новые элементы.

Выплаты по УТС осуществляются согласно решению суда и лишь на его основании.

Что говорится в законодательстве

Еще буквально до начала 2015 года УТС не относили к реальному ущербу и не обращали на него особого внимания. Теперь же, с 29.01.15 г.

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

Как определяют  УТС

Дефект качественных характеристик ТС вследствие аварии, вызывающие удешевление стоимости автомобиля, имеют свой показатели.

Данное значение рассчитывается с учетом того, какие типы ремонтных работ требует автомобиль, а также перечень элементов, которые требуют замены или восстановления.

Известны случаи, когда сумма достигала десятой части от стоимости автомобиля.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года, Верховный Суд предписывает страховым компаниям возмещать утрату товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.

Тем не менее, большинство страховщиков уклоняются от подобных выплат и не спешат делать это добровольно, а реагируют только на дополнительные обращения в суд и подачу исковых заявлений.

Статистика тем не менее фиксирует процент успешного решения данного вопроса в досудебном порядке почти во всех случаях, но это при условии грамотной подготовки к суду.

Судебная практика в таких случаях

Далеко не каждый владелец автомобиля может рассчитывать на компенсацию утраты товарной стоимости. Для этого необходимо удовлетворять следующим условиям:

  • не быть виновником ДТП;
  • размер максимальной суммы реального ущерба не должен превышать максимальную сумму выплат по ОСАГО, прописанную в Законе «Об ОСАГО» — 400 тыс. руб. в 2017 г.;
  • возраст автомобиля иностранного производства не должен превышать 5-ти лет, российского – 4-х лет;
  • износ не должен превышать 35%.

Схожие критерии для получения УТС действуют и для КАСКО — за исключением первого пункта. По полису КАСКО страховщик гарантированно возмещает все расходы, даже если автовладелец оказался виновником ДТП. В случае, если какое-то из перечисленных выше требований не выполняется, то подавать заявление на возмещение УТС нет смысла.

Сниженная товарная стоимость машины, попавшей в автодорожную аварию, может быть оплачена только в том случае, если испорченные и поломанные детали существенно портят ее внешний вид и затрудняют использование четырехколесной автотехники.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Перед тем как рассчитать этот показатель необходимо еще учесть некоторые правила, которые заключаются в следующем:

  1. При начислении УТС для автомобиля отечественного производства, износ должен составлять не больше, чем 40%. При этом возраст авто должен быть 3 года, а пробег не превышать 50 000 км.
  2. Когда рассчитывается УТС для иномарки, то ее износ тоже не должен быть более 40%, но по возрасту такие машины допускаются к рассмотрению не старше 5 лет с пробегом, не превышающим 100 000 км.
  3. Автомобиль за всю свою историю существования не должен попадать в аварию ни одного раза, только тогда УТС будет учтен.
  4. Отечественные автобусы и грузовой транспорт, которым более 1 года.
  5. Иномарки, по которым гарантийный срок истек.
  6. Иностранные автобусы возрастом более 5 лет.

На пробег обращают внимание не все страховые службы, но все-таки учесть этот параметр также стоит перед тем, как подавать заявление на оплату утраты товарной стоимости техники.

Нужно помнить об условиях страхового договора, если в этом документе есть пункт, где сказано, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, тогда ни один суд не станет на сторону страхователя – клиента компании.

Потому как условия соглашения, заключенного между сторонами изначально, являются первичной базой, на которую будет опираться судебная инстанция при рассмотрении дела.

Кроме этого, нужно еще отметить случаи, когда именно следует применять расчет потери товарной стоимости автомобиля, привести в доаварийное состояние на 100%, которое невозможно. УТС применяется в следующих случаях, когда необходимо:

  • разбирать и собирать салон;
  • рихтовать и окрашивать поверхность машины;
  • производить замену (полную или частичную) каких-то несъемных конструкций;
  • править геометрию кузова, рамы и устранять их деформацию;
  • ремонтировать двери, крышку для багажника, пластиковое крыло и прочее.

При этом смотрят еще и на то, как машина движется, трогается с места, совершает маневры, какие требуется произвести ремонтные работы внутренних деталей автомобиля, отвечающих за его прямую эксплуатацию.

Если нужно устанавливать только мелкие какие-то элементы, то УТС не учитывается. Это могут быть молдинги, корпус зеркала, дверные ручки, накладки, часть облицовки и прочее.

Иногда случается, что страховая по какой-то причине не желает даже при выполнении всех обязательных условий выплачивать УТС. В таком случае потребуется обратиться в суд.

Сам алгоритм обращения полностью стандартный, составляется исковое заявление и прилагаются все необходимые в таком случае документы.

На 2018 год ЦБ РФ и другие контролирующие органы установили достаточно жесткие рамки для работы страховой компании в данном направлении.

Именно поэтому какие-либо сложности с получением соответствующих начислений отсутствуют.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Если же страховая компания не желает соблюдать законодательные нормы и нарушает права водителей — необходимо обращаться в суд по месту расположения офиса.

Если страховая компания не идет на контакт

Как уже было сказано выше, сторона, ставшая участником аварии по вине другого водителя, имеет все права на возмещение утраты товарной стоимости страховой компанией. Но что делать, если страховщики наотрез игнорируют любые обращения автовладельца?

1. Рассчитать утрату товарной стоимости автомобиля в организации, имеющей соответствующую лицензию. Получить отчет (заключение) эксперта. 

Чтобы эксперты смогли произвести расчет ущерба, автовладелец предоставляет им копию сметного расчета ремонта авто, заверенную страховой компанией, и акт выполненных работ.

2. После получения заключения экспертов пишем заявление на возмещение УТС в страховую компанию, в которой застрахована машина и прикладываем отчет об оценке.

Заявление составляется в 2-х экземплярах, один из экземпляров направляется непосредственно руководству страховой компании, а второй необходимо оставить себе. На вашем экземпляре, страховщик должен поставить отметку о получении. 

выплата утс по осаго

Если страховщик отказывается ставить отметку о получении, смело направляйте заявление по почте ценным письмом с описью вложения.

3. Если страховщик и дальше уклоняется от оплаты УТС, подаем заявления в суд.

Ответчиком будет выступать страховая компания водителя, нарушившего ПДД (виновника ДТП). Если страховщик обанкротился, иск предъявляется к виновнику ДТП. Также с виновника взыскивается сумма превышающая 400 тыс. рублей.

Как рассчитать УТС по ОСАГО

Когда расчеты ведутся страховой компанией, то размер потери товарного вида может достигать до 20%, взятых от самого реального ущерба, первично оцененного экспертом при наступлении страхового случая.

Данные ее изначально страховщик принимать не будет, так определено в ч.«б» ст. 1 законодательного акта от 23.06.16 г. №214-ФЗ, вступившего в полную силу 4 июля 2018 года.

Но зато водители смогут использовать отчеты такой экспертизы в суде или прилагать их к претензии, если будут не согласны с действиями страховой организации.

Для расчетов используют, как правило, два классических приема:

  1. По методу, предложенному Министерством юстиции России.
  2. По способу Хальбгевакса.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Все эти методы и способы применимы исключительно только к одному случаю ремонта машины, поэтому все расчеты будут вестись только по одной аварии.Расчеты способом Минюста РФ

В данном случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:

  1. Сумма всех коэффициентов должна быть снижена на 20%, когда производится замена конструктивов и их установка при помощи сварки.
  2. Суммы, которые выделялись страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимость новых деталей, годных к замене.
  3. Если обнаружиться, что выравнивание кузова было сделано еще до попадания машины в аварию, то тогда коэффициент Ki должен быть уменьшен наполовину.
  4. Полное либо частичное окрашивание авто всегда уменьшает его стоимость, но должен учитываться возраст машины – не более 5 лет для иностранных машин и 3-х – для отечественных.

Когда обнаруживают такие дефекты на деталях корпуса, образовавшиеся до момента наступления ДТП, которые следует ремонтировать строго путем окрашивания, тогда параметр Кокр(1) должен быть выставлен меньшим – 0,35.

Тогда результат вычислений будет меняться в зависимости от того, сколько насчитано таких дефектов (n).

Кокр – Кокр * n пов. / n.

Расчеты путем метода Хальбгевакса

Разу нужно отметить важные правила для этих расчетов, которые заключаются в следующих пунктах:

  1. Распространяется на машины-иномарки возрастом до 5 лет с показателями спидометра не выше – 100 000 км на дату совершенного ДТП.
  2. Распространяется на машины отечественного выпуска возрастом до 3-х лет и с показателями на спидометре не больше 50 000 км на дату случившейся аварии.
  3. Чтобы произвести расчеты следует собрать следующие входные данные:
    • цена авто на момент выпуска из завода – ЦН;
    • цена машины по рыночному спросу непосредственно перед самой аварией – ЦР;
    • год заводского выпуска авто;
    • объем денежной массы (средств), что понадобиться для восстановления машины – СО;
    • сколько стоят услуги ремонта – СР;
    • Какие фигурируют по случаю расценки на запасные части, детали, материалы – СМ.

После этих расчетов всегда будут находить еще и два вспомогательных – А и В, которые помогут привести самую формулу в более рабочий вид.

Здесь также понадобиться учесть несколько ключевых факторов:

  • если значение А выявляется меньшим 10% (ремонт достаточно дешевый), то показатель снижения денежных эквивалентов будут рассчитывать только в исключительных обстоятельствах;
  • если значение А выявилось большим 90%, а В – 40%, тогда уменьшающий показатель вообще не трогают (не рассчитывают) потому как ремонт очень дорогой.

Вычисления по методу РД (Руководящего Документа)

Наиболее сложный порядок расчетов – это использование метода РД или Руководящего документа.

Ввиду сложности формулы и множества нюансов обычно такие расчеты производятся исключительно специалистами и только при помощи вычислительных компьютерных программ.

В основном метод применяется для определения товарного снижения иномарок Премиум класса или очень дорогостоящих машин заграничного производства.

Именно по той причине, что потеря товарной ценности автомобиля после аварии приравнивается к реальному ущербу, ее размер не оплачивается отдельно от максимально установленного лимита страховки по ОСАГО, а входит в него.

Это обозначает, что если по ущербу на сегодня установлен максимум в 400 000 рублей, то и УТС будет входить в эту сумму также, а не прибавляться к ней.

Пример расчета

Хоть старые машины и не рассматриваются для расчетов УТС, но мы приведем пример расчета для случая, когда авто попало в аварию в 2010 году.

Пример вычисления по методу Минюста:

  1. На ремонт отправили отечественное авто – ВАЗ 21047 2007 года выпуска в стандартной комплектации, с пробегом – 50 000 км, двигатель инжекторный, есть сигнализация.
  2. Ремонт капота.
  3. Первичная цена машины на 2007 год составляла – 208 000 рублей (цена авто-аналога).
  4. Цена машины за несколько дней до аварии определялась с учетом износа совокупно за все годы использования – 21,7%:

    (0,35% (износ на 1000 км. пробега) х 50 1,2% (показатель старения) х 3,5 (годы использования авто до оценки) = 21,7%).

  5. На момент определения стоимости такие авто уже были сняты с производства (2010 год, октябрь), поэтому цену посчитали – не 208 000, а 199 680 руб.:

    (0,96 х 208 000, где 0,96 коэффициент для машин снятых с производства).

  6. Цена авто после его продажи до аварии примерно составит – 179 712 руб.:

    (0,90 х 199 680 руб., где 0,90 – коэффициент снижения стоимости для авто возрастом более 5 лет).

  7. Цена авто с учетом износа – 140 714,50 руб.:

    (179 712 – (179 712 х 21,7%/100%) = 140 714,50 руб.).

  8. Чтобы определить среднюю стоимость автомобиля для рыночных предложений, используются специальные таблицы, в которых отобраны 5 вариантов цен для такого типа автомобиля: 120 750 руб., 127 200 руб., 132 500 руб., 130 000 руб., 125 730 руб. Найдено среднее значение – 127 236 руб.:

    ((120 750 руб. 127 200 руб. 132 500 руб. 130 000 руб. 125 730 руб.) / 5 = 127 236 руб.)

  9. Если учесть 95% уторговывания, то можно определить окончательный вариант прогнозируемой цены авто до аварии – 120 874,20 руб.
  10. Коэффициент использовался – 0,40.
  11. Нахождение УТС:

120 874,20 * (0,40 0,40 0,40) / 100 = 1450,50 руб.

Для несложного ремонта иномарок используется коэффициент «Ki» в значении – 0,30, а для сложных ремонтных работ – 0,70.

При переносе этих показателей на отечественное, да еще и устаревшее даже для 2010 года авто для сложных ремонтов использовать можно показатель – 0,40.

Как составить заявление на возмещение УТС по КАСКО и по ОСАГО

Одно из важных и обязательных действий перед подачей искового заявления в суд, это подача заявления о возмещении УТС по ОСАГО в адрес страховщика.

Чтобы заявление было принято к производству в максимально короткие сроки, его рекомендуется составлять с учетом некоторых правил и норм.

Оно должно включать следующую информацию:

  1. Название суда
  2. Сведения о страховом агенте-ответчике
  3. Данные владельца автомобиля- клиента данной страховой компании
  4. Сведения о лице, спровоцировавшем происшествие на дороге
  5. Затраты на иск и государственный сбор
  6. Информацию по ДТП с указанием технических повреждений пострадавшего автомобиля
  7. Упоминание о том, что заявитель обслуживается в указанной страховой компании, подтвердить страховым полисом ОСАГО.
  8. Подтверждение обращения к компании с просьбой возместить ущерб
  9. Итоги независимой оценки состояния автомобиля с указанием цен на ремонт (стоимости работ, которые необходимо выплатить) и стоимости иска.

За этим следует еще ряд данных, которые необходимо изложить по пунктам в обязательном порядке:

  1. Сумма утраченной товарной стоимости
  2. Затраты на разбирательства в суде
  3. Размер госпошлины оплаченной истцом
  4. Список документов, прилагаемых к заявлению
  5. Дата и подпись лица, подающего заявление

Для начала нужно четко разделить два вида страхования. Возмещение расходов по ОСАГО производится в одном порядке, а по КАСКО в другом.Начнем с заявления на возмещение в рамках полиса КАСКО.

Выплата по УТС будет произведена только если автомобиль соответствует следующим критериям:

  • водитель не виновен в ДТП;
  • детали которые будет заменены не подлежали коррозии;
  • детали под замену не содержат следов ремонта и были установлены на автомобиль изначально на производстве;
  • пробег автомобиля не превышает;
  • 50 тыс. км. – отеч. авто;
  • 100 тыс. км – импортный автомобиль;
  • размер УТС не превышает 20 % от общего возмещения ущерба.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

В представительствах есть специальные бланки, но допустимо заполнить его в свободной форме, с соблюдением ряда требований:

  • в правом верхнем углу указывается кому направлено данное заявление, а так же заявитель и его контактные данные;
  • в заявлении необходимо расписать случившееся с подтверждением фактов документами, которые есть в наличии;
  • указать сведения об автомобиле и его расчетную стоимость после ремонта;
  • указать размер УТС обоснованный результатами экспертизы;
  • расчетный счет куда должна быть переведена сумма возмещения УТС;
  • в приложении перечисляются копии документов, которые идут вместе с заявлением;
  • число и дата.

Действия по ОСАГО примерно такие же и заявление содержит те же пункты.

Кто оплачивает

Оплачиваться утрата товарной стоимости должна тем лицом, который является ответчиком по исковому заявлению. Это может быть как стразовая компания, так и виновник ДТП.

В том случае, когда сумма страховки уже составила 400 000 рублей (по закону страховщик больше выплатить не может), тогда оставшийся размер УТС будет возмещать сам виновник аварии из собственных средств.

Какие нужно предоставить документы

Само обращение в судебные органы должно быть подкреплено документами, подтверждающими факты изложенные в исковом заявлении.

Перечень документов выглядит таким образом:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия)
  • Документ подтверждающий право управления транспортным средством (копия)
  • Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО (копия)
  • Копия документов, поданных ранее при досудебной работе
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Документы на автомобиль: паспорт, свидетельство о регистрации машины, талон ТО и документ, свидетельствующий о результатах проведения техосмотра ТС  (копия)
  • Документы, подтверждающие факт ДТП, протокол об административном правонарушении или постановление об отказе в возбуждении дела.
  • Извещение о ДТП  (копия)
  • Акт о наступлении страхового случая
  • Отчет (заключение) независимого эксперта, содержащий данные о действительной стоимости машины
  • Акт осмотра транспортного средства экспертом.
  • Документ, подтверждающий договорные отношения между автовладельцем и специалистом по оценке
  • Копии искового заявления, по количеству участников в данном деле.

После того как случилось ДТП необходимо следовать правилам дорожного движения. Согласно им происшествие должно быть оформлено в соответствии с законом.

На сегодня при незначительным ДТП можно обойтись без сотрудников ГИБДД и оформить так называемый европторокол. Но в этом случае нужно быть очень внимательными, поскольку ошибки при оформлении могут послужить основанием в отказе от возмещения.

В страховую компанию необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • заявление на возмещение ущерба, включая УТС;
  • извещение о ДТП;
  • справка из ГИБДД о аварии;
  • протокол из ГИБДД, где указана степень вины водителя;
  • постановление о возбуждении адм/уголовного делопроизводства.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

К заявлению прикладываются только копии документов. В случае отказа и обращения в судебные органы оригиналы документов потребуются там.

Заявление необходимо распечатать в двух экземплярах. Один отдается сотруднику страховой компании, а на втором он делает отметку о принятии с указание числа, времени подписи и должности. Это будет подтверждением того, что водитель не пропустил указанный в законе срок в 5 дней.

Неустойка

Сейчас отдельного положения по неустойке при невыплате или задержке выплаты сумм УТС страховыми компаниями не предусмотрено. Все подобные случаи подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

Всего обычно на исполнение судебного решение дается 20 дней.

Методики расчета УТС

Существует несколько методик расчета утраты товарной стоимости, каждая из которых имеет собственную специфику. Это Методика Минюста РФ, Методика руководящего документа,  Методика Хальбгевакса.

Какая бы методика расчета УТС ни была взята за основу, результаты не будут иметь силы, если автомобиль изношен более чем на 40 процентов, а его возраст давно перевалил за пять лет.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Специалисты объясняют данное положение вещей стоимостью автомобиля на момент дорожного происшествия, которые берут за отправную точку расчета утраты товарной стоимости.

Опыт судебных разбирательств свидетельствует об успешном взыскании сумм УТС в большинстве исков, хотя не обходится и без неудач. В основном они являются следствием неверно оформленных документов и отсутствия доказательной базы.

В то же время необходимо помнить, что в договор ОСАГО может быть включен пункт на отказ выплачивать УТС. В данном случае суд так или иначе встанет на сторону страховой компании.

При ремонте на СТО

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Здесь точно также следует обратить внимание на содержание договора, есть там приписка о том, что страховщик не несет ответственности по вопросу компенсации УТС.

Еще нужно не забывать о том, что в добровольном порядке страховая вряд ли согласиться возместить такой ущерб, поэтому придется обращаться в суд по такому же алгоритму действий, что и при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Судебная практика в таких случаях

На практике всего через суд выигрывается дел по погашению страховой компанией сниженной рыночной стоимости автомобиля примерно в 90% случаев.

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

В этих случаях, конечно же, дела будут выиграны страховыми компаниями, а не их клиентами.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2018 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Тогда есть шанс, что суд постановит, чтобы сумму сниженной рыночной стоимости машины потерпевшего возмещал виновник аварии.

Оставьте комментарий

Adblock
detector