ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Закон осаго с последними изменениями 2018 выплаты консультат

Приобретение полиса ОСАГО контролируется законодательством. Все изменения в системе страхования также вводятся официально. В последний раз нововведения произошли в сентябре.

Урон возмещается при столкновении сразу нескольких транспортных средств. Право получения компенсации распространяется на всех владельцев полиса ОСАГО, независимо от даты заключения страховой сделки. Европротокол, который составляется в отсутствии сотрудников ГАИ, также продолжает действовать. Прибегать к такому способу фиксирования урона разрешается лишь в конкретных случаях.

Если полис ОСАГО был оформлен позднее 28 апреля 2017 года, на него распространяется натуральный способ компенсации в виде проведения ремонтных работ.

В апреле 2017 года Центробанк РФ внес изменения в Положение Банка России от 19.09.2014г. № 431-п «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

закон об осаго 2018 изменения официальный сайт

Планируется провести крупномасштабную модернизацию системы автострахования в России, которое начнется с пересмотра тарифов ОСАГО с 1 июля 2018 года. Водители будут разделены на 50 категорий по стажу и возрасту, тогда как сейчас страховые компании учитывают только 5 категорий.

Также будут введены новые параметры для определения цены страховки:

  • возраст;
  • модель;
  • экологические характеристики транспортного средства.

Суть нововведений заключается в том, что для одних автовладельцев полис ОСАГО будет стоить дороже, а для других – дешевле.

Законопроект предполагает колебание базового тарифа для легковых автомобилей физических лиц на 20% вниз и вверх: максимальная ставка подорожает с 4118 руб. до 4942 руб., минимальная ставка будет снижена с 3432 руб. до 2746 руб.

В то же время для мотоциклов оформление страховки подешевеет: максимальная ставка для них сократится до 1407 руб., минимальная — до 694 руб.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Новые правила страхования предусматривают возмещение ущерба, при столкновении нескольких авто. Такое право принадлежит страхователям вне зависимости от даты заключённого договора. Остаётся прежней норма о праве составления европротокола без присутствия сотрудников ГИБДД, при столкновении 2 транспортных средств.

Для страхователей авто, заключивших соглашение с 28 апреля текущего года, применяется натуральная форма возмещения затрат – ремонт.

В 2018 году изменения будут и в страховых бланках, с наличием «QR-кода», что защитит и обеспечит доступ к информации о страхователе в режиме онлайн.

Каждый год законодательство вносит поправки в нормативные акты. В текущем году в документ внесли такие изменения:

  • расчет в натуре. В соответствии с новыми правилами возмещения убытков страховщики вправе не делать прямые отчисления пострадавшим. Положенные средства они будут пересылать на расчетный счет мастерской, которая будет заниматься ремонтом поврежденного транспорта;
  • минимальный срок действия страхового полиса – 1 год;
  • увеличен размер выплаты;
  • сроки рассмотрения претензии также увеличили;
  • заключение независимой экспертизы стало недействительным.
Статья Суть поправок
16 (пункт 21) Страхователь-юридическое лицо имеет право заключать соглашение при условии ограниченного использования транспортного средства (6 и более месяцев)
Статья 9 Изменился порядок установления территориального коэффициента, где преимущественно используется ТС
Статья 7 (пункт 10) Установлено новое ограничение по части возмещения угрозы жизни либо здоровья
Пункт 23 Изменился порядок переоформления бланка страховки ОСАГО
Пункт 34 Уточнили порядок возврата страховой премии в случае расторжения соглашения ОСАГО
Приложение №1 Внесли поправки в форму заявления о заключении соглашения

Изменения еще не окончательные, в закон будут вноситься поправки.

Таким образом, каждый автовладелец должен оформить страховку ОСАГО. Данная обязанность регулируется Федеральным законом №40.

В нормативном акте содержатся вся информация, касающаяся этого вопроса. Лица, которые нарушат установленные настоящим Федеральным законом требования по оформлению страховки, привлекаются к административной ответственности.

Вводится обязательный критерий доступности места ремонта для потерпевшего — СТО должна находиться в пределах 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Из этого правила есть одно исключение: когда страховая компания организует или оплачивает транспортировку автомобиля к месту ремонта.

Информацию о СТО, с которыми имеются договоры на проведение восстановительного ремонта, страховая компания обязана разместить на своем сайте.

Будет ли принят новый закон об ОСАГО в 2018 году или позднее, узнаем уже совсем скоро. Судебная практика по ОСАГО: новый закон в 2018 году Верховный суд РФ 26.12.2017 г.

Либерализация ОСАГО

Запуск этого проекта, как ожидается, позволит решить проблему убыточности и даст возможность устанавливать справедливый тариф — когда порядочному автовладельцу не приходится платить за «плохого». Например, ожидаются изменения в расчете коэффициента бонус-малус (КБМ), отмена региональных ставок, коэффициентов мощности двигателя и стажа.

Что касается опасений по поводу роста тарифов ОСАГО, то они небезосновательны. Первичный анализ плана показал, что, к примеру, при определенных расчетах средняя цена автогражданки в Мурманске может составить 20 тысяч рублей — и это, разумеется, недопустимо, особенно для пенсионеров. На другой чаше весов демпинг: в случае если тариф стремительно снизится в ряде городов, многие страховщики потерпят убытки. Эти проблемы и должен решить ЦБ.

Сам Центробанк, возможно, будет отстранен от ОСАГО: уже представлены два плана, из которых организация должна сама выбрать наиболее выгодный. При этом в РСА склоняются к варианту, по которому ЦБ с июля 2018 года будет устанавливать только максимальный тариф для легковых автомобилей физических лиц, а также максимальный размер страховой премии.

Под госрегулированием останутся КБМ и коэффициент нарушений ПДД, а остальные коэффициенты (зависящие от мощности двигателя, возраста и стажа водителя, территории использования транспортного средства, ограничения по допуску за руль водителей, эксплуатации автомобиля с прицепом) смогут устанавливать страховые компании.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил «дорожную карту» по либерализации тарифов ОСАГО — с 1 июля 2018 года Центробанк может перестать устанавливать стоимость ОСАГО, отдав это право самим страховщикам. Страховщики же все чаще говорят о тарифе в 30 тысяч рублей за полис ОСАГО.

Предложения по либерализации ОСАГО уже одобрены на заседании правления союза. В союзе считают, что нынешний тариф ОСАГО не сбалансирован. РСА предлагает реализовать либерализацию тарифа постепенно, в 2 этапа.

На первом этапе предполагается отменить фиксированные значения коэффициентов, которые сейчас устанавливаются Центробанком: территориальный коэффициент, коэффициент мощности автомобиля, коэффициент возраст-стаж и т.д.

Фиксированные значения предлагается сохранить только для коэффициента «бонус-малус», учитывающего безаварийный стаж водителя, а также для планируемого к введению коэффициента нарушений ПДД.

На первом этапе предполагается и ограничение Центробанком максимального значения базовой ставки.

Центробанк также вправе устанавливать минимальный размер страховой премии по договору ОСАГО для страховых организаций, ранее не осуществлявших ОСАГО и по результатам мониторинга финансовой устойчивости страховщиков.

Новые бланки полисов ОСАГО

Изменения коснутся и самих бланков ОСАГО. С 1 января 2018 года на них станут наносить специальный QR-код в правом верхнем углу. С его помощью можно будет легко ознакомиться с данными договора ОСАГО: названием страховой компании, номером, датой выдачи документа и сроком его действия, VIN-кодом и госномером машины, информацией о страхователе и владельце автомобиля, а также со списком допущенных к управлению лиц. В РСА надеются, что QR-код также станет дополнительной мерой защиты от поддельных бланков автогражданки.

Некоторые нововведения предстоящего 2018 года уже известны. К примеру, планируется введение специального кода, который будет присутствовать на всех бланках ОСАГО. Благодаря ему данные о страхователе можно будет получить прямо в режиме онлайн. Вместе с тем вся информация будет надежно защищена. Страховые эксперты утверждают, что из-за этого правила цена полиса значительно увеличится.

Сведения о том, что цена полиса ОСАГО в 2018 году изменится, подтверждены. Стоимость услуги обязательного страхования будет увеличена следующим образом:

  • на 55% для лиц от 22 до 24 лет, имеющих водительский стаж от 5 до 6 лет;
  • на 31% для лиц возрастом от 25 до 29 лет со стажем от 5 до 6 лет;
  • на 22% для лиц того же возраста, чей стаж не превышает отметку в 9 лет.

Водители старше 49 лет, управляющие ТС от 14 лет и выше, смогут рассчитывать на скидку до 34%.

Обратите внимание, что цена полиса будет варьироваться в зависимости от тарифов, установленных в каждом из регионов отдельно. Аккуратность водителя и его опыт вождения (наличие или отсутствие ДТП в прошлом) по-прежнему будут играть ключевую роль в определении стоимости. К примеру, если водитель, имеющий солидный стаж управления автомобилем, решит вписать в свою страховку неопытного лица, которое ранее уже участвовало в аварии, скидка не будет действовать. Все это связано с тем, что тарифы применяются к конкретным лицам, а не к автомобилям.

Свежие изменения, ожидаемые уже в январе 2018 года, коснутся юридических лиц и организаций вроде автопарков. Для них будет использован средний коэффициент, из-за чего стоимость полиса возрастет. Чем больше страхуется автомобилей, тем выше вероятность наступления страхового случая. Это будет играть роль при определении стоимости страховки ОСАГО.

Коэффициент будет увеличен и для безответственных водителей: начиная от 1,86 за 5-9 нарушений и заканчивая тройным повышением за более чем 35 нарушений.

Водитель, не имеющий при себе полиса, обязан заплатить штраф. В этом году за отсутствие ОСАГО водители штрафуются на 800 рублей. При этом сумма санкции может быть увеличена до 8000 рублей (при серьезном правонарушении). Если обладатель полиса просто забыл страховой документ дома, он выплачивает 500 рублей.

То же самое происходит при предъявлении просроченного полиса. Возможен штраф до 5000 рублей (зависит от характера нарушения). Альтернатива любому из этих вариантов – предупреждение. Все эти нормы вводятся для того, чтобы приучить водителей к дисциплине и уменьшить количество невыплаченных компенсаций.

Если человек выплачивает штраф в течение 20 дней с момента его наложения, он получает 50% скидку. Вопрос об отмене этого правила еще не решен точно. Предполагается, что все штрафы останутся теми же. Скорее всего, водители также смогут пользоваться скидкой. Это делается с целью стимулирования водителей.

Полис ОСАГО, приобретенный онлайн на сайте страховщика, обладает полноценной юридической силой. Это правило вступило в действие в январе 2017 года.

Электронный полис юридически равен бумажному варианту. В 2018 году процесс его оформления останется тем же. Чтобы получить страховой документ, необходимо будет:

  • выбрать страховую компанию и перейти на ее сайт;
  • пройти процесс регистрации;
  • отправить заявку на получение полиса;
  • проверить, насколько правильно были внесены все данные;
  • подождать, пока информация пройдет проверку (будет отправлено SMS);
  • авторизоваться на сайте;
  • выбрать требуемую услугу (оформление нового полиса или продление старого ОСАГО);
  • получение документа на электронный адрес (полис необходимо будет распечатать и иметь с собой при управлении авто).

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Такой вариант оформления полиса ОСАГО, получивший популярность в 2017 году, обладает своими недостатками:

  • проверить его подлинность почти невозможно (можно сделать это визуально или же просмотреть данные о полисе в базе РСА спустя несколько дней после его приобретения);
  • многие владельцы электронных полисов забывают распечатывать свои документы, из-за чего караются штрафными санкциями;
  • при ДТП его участники не могут обменяться данными о своих страховых полисах (в случае, если кто-то из них забыл распечатать документ).

Следуя предварительным итогам, можно сказать о том, что изменению подвергнется базовый тариф и некоторые коэффициенты.

Сравниваем изменения стоимости полиса

Факторы стоимости ОСАГО Сколько сейчас? Сколько будет после подорожания?
Базовая ставка (для легковых авто) 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 руб.
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 Изменений не будет. Не будет задвоения КБМ.
Территориальный коэффициент 0,5-2 Пока не известно, но будет изменён.
Возраст и стаж вождения 1-1,8 1,04 — 1,87
Период страхования 0,3-1 Изменений не будет.
Мощность автомобиля 0,6-1,6 Изменений не будет.
Повышенный коэффициент за ДТП и штрафы Его собираются ввести, но пока не применяется.

Итак, изменения произойдут в следующих пунктах, составляющих стоимость полиса:

  1. Базовая ставка. Подорожание ожидается в 2018 году, хотя речь идет об увеличении коридора ставки, который определяют сами страховщики;
  2. Территориальный коэффициент. Однозначно вырастет повсеместно;
  3. Возраст и стаж вождения автолюбителей, вписанных в полис. Значительно скажется на стоимости полиса молодых водителей с небольшим стажем вождения.

Да, по базовой ставке только расширили диапазон. Но как показывает практика, страховщики никогда не работают по низкой базовой ставке, тем более сейчас, когда цены на все растут. Они вновь будут работать по максимальной ставке, что в конечном итоге скажется на конечной цене полиса не в нашу пользу.

Сравниваем изменения стоимости полиса

Факторы стоимости ОСАГО Сколько сейчас? Сколько будет после подорожания?
Базовая ставка (для легковых авто) 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 руб.
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 Изменений не будет. Не будет задвоения КБМ.
Территориальный коэффициент 0,5-2 Пока не известно, но будет изменён.
Возраст и стаж вождения 1-1,8 1,04 — 1,87
Период страхования 0,3-1 Изменений не будет.
Мощность автомобиля 0,6-1,6 Изменений не будет.
Повышенный коэффициент за ДТП и штрафы Его собираются ввести, но пока не применяется.
  1.  Базовая ставка. Подорожание ожидается в 2018 году, хотя речь идет об увеличении коридора ставки, который определяют сами страховщики;
  2. Территориальный коэффициент. Однозначно вырастет повсеместно;
  3. Возраст и стаж вождения автолюбителей, вписанных в полис. Значительно скажется на стоимости полиса молодых водителей с небольшим стажем вождения.

Да, по базовой ставке только расширили диапазон. Но как показывает практика, страховщики никогда не работают по низкой базовой ставке, тем более сейчас, когда цены на все растут. Они вновь будут работать по максимальной ставке, что в конечном итоге скажется на конечной цене полиса не в нашу пользу.

Источник

Источник

Дело в том, что в перечне государственных организаций, с которыми взаимодействуют страховщики при продаже полисов ОСАГО, нет администратора системы электронных ПТС – АО «Электронный паспорт».

  • на 55% для лиц от 22 до 24 лет, имеющих водительский стаж от 5 до 6 лет;
  • на 31% для лиц возрастом от 25 до 29 лет со стажем от 5 до 6 лет;
  • на 22% для лиц того же возраста, чей стаж не превышает отметку в 9 лет.
  • Водители старше 49 лет, управляющие ТС от 14 лет и выше, смогут рассчитывать на скидку до 34%.

Обратите внимание, что цена полиса будет варьироваться в зависимости от тарифов, установленных в каждом из регионов отдельно. Аккуратность водителя и его опыт вождения (наличие или отсутствие ДТП в прошлом) по-прежнему будут играть ключевую роль в определении стоимости.

Новый полис в электронном варианте юридически равен бумажному варианту. В 2018 году будет упразднена процедура его оформления.

На другой чаше весов демпинг: в случае если тариф стремительно снизится в ряде городов, многие страховщики потерпят убытки. Эти проблемы и должен решить ЦБ. Сам Центробанк, возможно, будет отстранен от ОСАГО: уже представлены два плана, из которых организация должна сама выбрать наиболее выгодный. При этом в РСА склоняются к варианту, по которому ЦБ с июля 2018 года будет устанавливать только максимальный тариф для легковых автомобилей физических лиц, а также максимальный размер страховой премии.

Под госрегулированием останутся КБМ и коэффициент нарушений ПДД, а остальные коэффициенты (зависящие от мощности двигателя, возраста и стажа водителя, территории использования транспортного средства, ограничения по допуску за руль водителей, эксплуатации автомобиля с прицепом) смогут устанавливать страховые компании.

Суд указал, что при возникновении спора о наличии договора обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа, наряду с другими доказательствами по гражданскому делу принимается во внимание сообщение профессионального объединения страховщиков. Причем отсутствие в информационной системе данных о полисе ОСАГО не является безусловным доказательством не заключения договора.

Борьба с мошенниками

По данным РСА, более 50% страховых выплат (13 млрд рублей в денежном эквиваленте) в 2016 году по решению суда досталось так называемым автоюристам-мошенникам. Они предлагают попавшим в ДТП водителям переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. При этом сами водители, как правило, остаются ни с чем.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Из-за таких махинаций количество регионов, в которых средняя сумма выплаты составляет более 100 тысяч рублей, за девять месяцев этого года выросло вдвое (с семи до четырнадцати) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средняя выплата по стране не превышает 79,5 тысячи рублей.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил Авторевю план по противодействию страховому мошенничеству. Будет увеличен срок урегулирования убытков при наличии признаков страхового мошенничества, введена обязательная аккредитация аварийных комиссаров в РСА или ВСС, а сведения о ДТП станут получать напрямую от участников с помощью мобильного приложения, которое, разумеется, не позволит отредактировать информацию.

К слову, РСА также предлагает рассмотреть создание Министерством внутренних дел специальной группы по расследованию фактов страхового мошенничества. А если для оформления аварии вызываются сотрудники ГИБДД, то им организация предлагает проводить обязательный осмотр транспортных средств. Хотя инспекторы не являются техническими специалистами и определить сумму вреда, особенно при наличии скрытых повреждений, для многих достаточно затруднительно.

Осаго в 2018 году: свежие изменения

Согласно официальным данным, нововведения коснутся и КБМ, по которому рассчитывается стоимость страхового документа. Водитель, ни разу не становившийся виновником ДТП, получает скидку. Человек, неоднократно участвовавший в авариях, оплачивает услугу страхования по повышенному тарифу.

Теперь же конечная цена полиса ОСАГО будет обуславливаться степенью тяжести ДТП, а также суммарным количеством произошедших аварий. При этом на стоимость страховой услуги будут влиять и привычные факторы: возраст, пол, водительский стаж страхователя, регион регистрации его транспортного средства (в столице услуга страхования стоит в разы дороже), мощность двигателя, количество водителей, имеющих доступ к ТС, срок действия договора, продолжительность эксплуатации авто, класс водителя и т.п.

Раньше владельцы полисов рассчитывали на крайне ограниченные компенсации при наступлении страховых случаев. Предел выплаты составлял 160 000 рублей. В 2018 году ситуация изменится. Поскольку цена полиса ОСАГО повысится, увеличится и предел компенсации. Официально известно, что максимальная сумма, на которую смогут рассчитывать страхователи, достигнет отметки в 1,5 миллиона рублей.

Однако важно помнить, что это коснется лишь особо тяжелых повреждений, а также аварийных ситуаций с летальным исходом. В среднем же владельцы полисов смогут рассчитывать на страховую сумму в размере 400 000 рублей. При этом обладатель полиса будет сам решать, что ему выбрать: получить деньги или же полный ремонт ТС.

Правила касательно выплат в 2018 году ужесточатся:

  • страховая компания будет обязана покрыть весь ущерб в течение 20 дней с момента получения всех необходимых документов от страхователя;
  • если обязательство не будет выполнено в срок, сумма страховой компенсации повысится на 0,5%;
  • если клиент страховой компании не предоставит нужную документацию в назначенный срок, ему будет грозить пеня в размере 1% от суммы страховой компенсации.

Обновленное законодательство также предусматривает важные изменения, касающиеся ремонта автомобилей. В этом плане страхователи получают видные преимущества:

  • состояние ТС будет оцениваться единым объективным способом, на основании чего и будет производиться расчет страховой компенсации;
  • при ремонте автомобили будут комплектоваться исключительно новыми запчастями;
  • крайний срок проведения ремонтных работ будет составлять 30 дней;
  • авто будут восстанавливаться на станциях, которые сотрудничают со страховыми компаниями, или же предварительно договариваются с ними.

В недалеком будущем ожидается новое поднятие тарифов на обязательное страхование гражданской ответственности, т. е. увеличится стоимость полиса ОСАГО. Уже вошло в традицию подорожание тарифов ОСАГО. Прослеживается даже периодическая закономерность этого явления. Что касается последнего подорожания, то оно датируется апрелем 2015 года. Именно тогда стоимость полиса возросла аж на 40%.

Несмотря на то, что с 1 сентября 2018 года подорожание ОСАГО не станет столь существенным, но в среднем его стоимость повысится на 20%. На изменение общей стоимости полиса ОСАГО повлияло решение Центробанка изменить ряд коэффициентов и тариф страховки. Пока напрямую ни о каком подорожании речь не идет.

Посмотрите официальный документ Центробанка по новой реформе ОСАГО 2018 года.

Вообще планируется в течение нескольких лет либерализовать ОСАГО и данная инициатива — лишь тому подтверждение. Для властей давно стоит вопрос передачи всех полномочий, связанных с полюсом, в руки страховых компаний, которые будут сами устанавливать правила. Ими же будет определяться его стоимость. Говорить о том, хорошо это или плохо, не приходится в связи с тем, что данный вопрос спорный.

Подавляющее большинство столкнется с подорожанием страховки, хотя для некоторого контингента граждан она может слегка подешеветь. С плеча рубить не будут и проведут все изменения поэтапно в срок с 2018 года по 2020 год. Что планируется сделать и в какой период времени — читайте дальше.

Данный пункт находится на стадии обсуждения. Банкиры заинтересованы в том, чтобы страховщики имели индивидуальный договор с каждым водителем, причем без каких-либо базовых установок и на свое усмотрение. Есть опасение, что страховые компании станут заламывать цены. В данном случае будет запущен механизм наказаний со стороны ЦБ. Выходит, что без надзора этот момент не останется.

Для аккуратного водителя, проживающего в благополучном, не убыточном для страховщиков, регионе, полис ОСАГО однозначно должен подешеветь. Но автолюбителям, проживающим в проблемных областях и ранее не раз попадавшим в аварии, придется подготовиться к подорожанию страхового полиса.

В недалеком будущем ожидается новое поднятие тарифов на обязательное страхование гражданской ответственности, т. е. увеличится стоимость полиса ОСАГО. Уже вошло в традицию подорожание тарифов ОСАГО. Прослеживается даже периодическая закономерность этого явления. Что касается последнего подорожания, то оно датируется апрелем 2015 года. Именно тогда стоимость полиса возросла аж на 40%.

Несмотря на то, что с 1 сентября 2018 года подорожание ОСАГО не станет столь существенным, но в среднем его стоимость повысится на 20%. На изменение общей стоимости полиса ОСАГО повлияло решение Центробанка изменить ряд коэффициентов и тариф страховки. Пока напрямую ни о каком подорожании речь не идет.

Вообще планируется в течение нескольких лет либерализовать ОСАГО и данная инициатива — лишь тому подтверждение. Для властей давно стоит вопрос передачи всех полномочий, связанных с полюсом, в руки страховых компаний, которые будут сами устанавливать правила. Ими же будет определяться его стоимость. Говорить о том, хорошо это или плохо, не приходится в связи с тем, что данный вопрос спорный.

Подавляющее большинство столкнется с подорожанием страховки, хотя для некоторого контингента граждан она может слегка подешеветь. С плеча рубить не будут и проведут все изменения поэтапно в срок с 2018 года по 2020 год. Что планируется сделать и в какой период времени — читайте дальше.

Данный пункт находится на стадии обсуждения. Банкиры заинтересованы в том, чтобы страховщики имели индивидуальный договор с каждым водителем, причем без каких-либо базовых установок и на свое усмотрение. Есть опасение, что страховые компании станут заламывать цены. В данном случае будет запущен механизм наказаний со стороны ЦБ. Выходит, что без надзора этот момент не останется.

Для аккуратного водителя, проживающего в благополучном, не убыточном для страховщиков, регионе, полис ОСАГО однозначно должен подешеветь. Но автолюбителям, проживающим в проблемных областях и ранее не раз попадавшим в аварии, придется подготовиться к подорожанию страхового полиса.

Предполагается увеличение размера штрафных санкций за управление авто без полиса с 800 рублей до 8000 рублей (с 500до 5000 в зависимости от характера правонарушения). Такое наказание призвано дисциплинировать граждан и исключить распространение фальшивых копий страховки. Наличие либо отсутствие факта застрахованности ТС, будет производиться камерами.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Управление в период, который не отражён в полисе, в текущем году наказывается штрафом в сумме 500 рублей (ст.12.37 КоАП). Езда без страховки на автомобиль в 2018 году в связи с не продлением документа либо полного его отсутствия влечёт штраф в сумме 800 рублей (ч.2 ст.12.37 КоАП). Просроченное страховое свидетельство также предполагает применение к гражданину штрафных санкций.Передвижение на авто, когда его собственник обозначен в страховом документе, но не имеет в момент движения при себе – 500 рублей и предупреждение.

Штрафы ГИБДД не изменятся за правонарушение, когда лицо, не вписано в страховой документ, причём, место нахождения собственника ТС не имеет значение. Вопрос о применении скидки в размере 50% от штрафной суммы, остаётся открытым. Данный бонус будет сохранён для стимулирования граждан.Оплата штрафов должна производиться не позднее 20-ти дневного срока с момента наложения.

Порядок действий при ДТП:

  1. при наличии пострадавших вызывается медпомощь;
  2. вызвать инспектора ГИБДД;
  3. сделать звонок страховщику по вопросу дальнейших действий.

Для урегулирования вопроса без сотрудника инспекции нужно наличие трёх условий:

  1. отсутствие пострадавших лиц;
  2. согласие участников происшествия и неоспоримость виновности каждого из них;
  3. отсутствие желания составлять протокол о происшествии.

Европротокол оформляется при дорожных происшествиях, авариях в случае:

  • участия не более 2 средств;
  • участники застрахованы;
  • отсутствуют разногласия;
  • отсутствие погибших и не повреждено имущество третьих лиц.

Правила заполнения европротокола:

  1. заполняется шариковой ручкой;
  2. каждому водителю нужно заполнить лицевую часть протокола, где имеются колонки с отражением сведений об участниках;
  3. заполнить оборотную сторону, указав необходимые сведения;
  4. разделить заполненные экземпляры;
  5. каждому проставить по две подписи на лицевой стороне;
  6. внесение дополнений либо изменений в бланк, скрепляется подписью того водителя, который не возражает по поводу изменённого текста.

Европротокол подаётся страховщику в течение пятидневного срока с соответствующим пакетом документации.

«Временная франшиза» стала привычным делом для тех, кто оформляет страховой полис ОСАГО обычным способом (у страхового агента), но вот при создании электронной системы этот момент был выпущен из виду, чем предприимчивые водители часто злоупотребляли. Самым изворотливым и не самым законопослушным удавалось оформить полис ОСАГО через смартфон уже после факта совершения ДТП.

Огласить подробности в ЦБ собираются весной 2018 года. Что касается опасений по поводу роста тарифов ОСАГО, то они небезосновательны. Первичный анализ плана показал, что, к примеру, при определенных расчетах средняя цена автогражданки в Мурманске может составить 20 тысяч рублей — и это, разумеется, недопустимо, особенно для пенсионеров.Изменения коснутся как раз его.

Неработающая схема — проблема автовладельцев?

В этом году заработал закон о натуральном возмещении по ОСАГО, по которому автомобилисты должны вместо получения денежных выплат отправлять свои автомобили на ремонт в техцентры (правила действуют только для тех граждан, которые заключили договор со страховой компанией после 28 апреля 2017 года). И если говорить о желании мошенников получить чужие выплаты, то, раз уж денежная компенсация не подразумевается, нет повода затевать махинации. Однако закон, к сожалению, себя пока не оправдал.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

К такому мнению склоняется и РСА, ссылаясь на сложности в планировании работ с автосервисами, которые теперь вынуждены подстраиваться под требования законодательства по срокам и качеству ремонта. Зачастую урегулировать убытки, выдав направление на ремонт машины, бывает невозможно, и страховые прибегают к старой схеме с денежными выплатами.

Такие проволочки бьют по карману автомобилиста. Например, известно о ряде случаев, когда страховщики в одностороннем порядке без каких-либо оповещений своих клиентов производят денежные выплаты, но в минимальном размере: их едва хватает на необходимый ремонт и покупку запчастей после ДТП.

С подобной ситуацией столкнулся один из читателей Авторевю. За разбитые бампер, подкрылок, решетку радиатора и омыватель фар на автомобиле Nissan Note владелец получил всего 15 тысяч рублей. О приглашении на ремонт в техцентр страховая компания речи не вела. Чтобы восстановить Note, владельцу пришлось побегать по разборкам и в конечном итоге ремонтировать машину в подмосковном сервисе среднего уровня. И все равно без доплат из собственного кармана не обошлось.

С аналогичной проблемой столкнулась и редакция Авторевю! Правда, ситуация оказалась еще плачевнее: у автомобиля Лада Веста, еще летом попавшего в ДТП из-за невнимательности одного из других водителей, пострадали задний бампер, оба задних фонаря, крышка багажника и задняя панель. Страховая компания решила, что 13 тысяч рублей на ремонт, видимо, хватит с лихвой, а потому с восстановительными работами дело застопорилось.

Пока страховое сообщество думает над решением этих вопросов, автовладельцы, по всей видимости, должны косвенным образом покрывать издержки страховщиков, которые как раз и вызваны действиями автоюристов-мошенников. Чтобы предотвратить подобные ситуации, РСА предлагает усовершенствовать нормативно-правовую базу и составить четкий регламент взаимодействия страховщиков с техцентрами. Но конкретные предложения все еще в разработке.

Использование персонального КБМ

Каждый владелец ОСАГО имеет собственный КБМ, который включает понятие класс водителя. Изменения коснутся как раз его. Известно, что 1 класс будет присвоен при одном из следующих условий:

  • авто оснащено прицепом;
  • транспортное средство было зарегистрировано за пределами РФ;
  • автомобиль еще не был зарегистрирован.

Обратите внимание, что класс водителя рассчитывается исходя из компенсаций, которые выплачивались в результате произошедших ДТП.

Конкретный вид автомобиля при этом не имеет значения. На класс водителя также не влияют сведения по:

  • краткосрочным договорам;
  • недействительным договорам;
  • договорам, в которые вписано большое количество водителей.

Если в прошлом полисе указывалось несколько человек, их КБМ не учитываются. Новый расчет производится по данным о владельце ТС.

Если обладатель полиса водил ТС меньше года, КБМ для него рассчитывается исходя из определенных факторов:

  • наличия или отсутствия аварийных ситуаций;
  • количества страховых выплат, произведенных страховщиком в результате произошедших ДТП.

Если гражданин уже оформлял полис ранее, его новый класс полностью соответствует тому, что был прописан в последнем документе. Если же он приобретает страховку впервые, ему присуждается 3 класс. При добавлении в страховой полис новых водителей производится новый расчет.

Осаго в 2018 году: свежие изменения

Есть и хорошие новости! Автомобилистам обещают изменения, которые коснутся выплат по европротоколу. Напомним, оформить аварию по нему (без сотрудников ДПС) можно, если ДТП произошло с участием не более двух автомобилей и при этом нет пострадавших, а повреждения транспортных средств невелики. На сегодняшний день в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» максимальная выплата по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. В следующем году ее должны увеличить до 100 тысяч.

Ранее гражданин мог рассчитывать на денежное возмещение за полученный ущерб лишь до 160 000 рублей. В следующем году правила выплат будут иными. Так, в связи с увеличением стоимости страхового документа, предполагается и увеличение выплат за повреждение ТС. Максимальные выплаты могут достигать до 1,5 миллионов рублей, но это при серьёзных авариях и летальным исходам. Средняя компенсирующая сумма 400 000 рублей.

Владелец ТС может выбирать ремонт своего авто или деньги. Новым законодательным актом будут установлены конкретные сроки ремонта – 30дней. Ремонт поврежденного ТС должен производиться на станциях, которые заключили договора на оказание услуг с компанией либо по предварительному согласованию с компанией.

Что делать, если требуют доплату по ремонту? В новом законодательном акте данный вопрос будет урегулирован в пользу страхователя:

  • установка б/у деталей будет исключена;
  • при оценке состояния авто будет применяться единая методика, по итогам которой, страховщик обязан объективно дать оценку для производства будущего ремонта.

Срок выплаты в 2018 году для покрытия ущерба будет составлять 20 дней с момента предоставления документации страховщику. Для снижения исков по неоплаченным ущербам, будут установлены штрафы за затягивание принятия решения о выплатах (0,5% от суммы). Если гражданин не предоставит пакет документов в обозначенный срок, то за просрочку будет взыматься пеня (1% от общей суммы выплаты).

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Список рейтинговых компаний формируется ежегодно, чтобы хорошо изучить лучшие страховые компании нужно знать:

  • оценку достижений;
  • аналитическую отчётность (размещается на сайте Центробанка России);
  • общественное мнение.

Топ 5 страховщиков по уровню надёжности.

  1. «АльфaСтpаxoвание»
  2. «Ингосстрах»
  3. Ренесанс»
  4. «Рессо Гарантия»
  5. «Альянс»

Народный рейтинг формируется из следующей информации:

  • скорости оформления договора;
  • количества произведённых выплат;
  • отношения к клиентуре и т.д.

При выборе страховой компании стоит учитывать её присутствие в составе РСА страховщиков.

Таким образом, нововведения имеют ряд положительных моментов, как для страховщиков, так и страхователей. Введение новых бланков с защитным кодом, увеличение цены на страховку и введение соразмерных компенсационных выплат помогут снять накопившиеся вопросы.

Также, после осуществления выплаты по Европротоколу, страховая компания не будет выполнять дополнительные требования, превышающие сумму 100 тысяч рублей. Для Московской и Ленинградской областей сумма больше – 400 тысяч рублей. То есть, если потерпевшая сторона получила от страховой компании компенсации в сумме 70 тысяч рублей, но считает, что нанесенный ей ущерб, превышает эту сумму, то максимальная сумма иска к поставщику полиса будет 30 тысяч рублей. Если и этого недостаточно, чтобы покрыть ущерб, остаток суммы следует взыскивать с виновника аварии в судебном порядке.

Во время оформления Европротокола обязательно должна быть внесена информация о разногласиях, которые возникли между участниками ДТП относительно причин аварии или серьезности и характера повреждений. В таком случае для разрешения этих разногласий будут проводиться дополнительные измерения при помощи специальных приборов.

Постановление Пленума состоит из 103 пунктов, в которых раскрываются материально-правовые и процессуальные особенности рассмотрения судами дел, связанных с ОСАГО. Суд указал, что при возникновении спора о наличии договора обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа, наряду с другими доказательствами по гражданскому делу принимается во внимание сообщение профессионального объединения страховщиков.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Причем отсутствие в информационной системе данных о полисе ОСАГО не является безусловным доказательством не заключения договора.

Пьянству бой!

Министерство финансов предложило серьезно повысить цену полиса ОСАГО для тех, кто попался на вождении в пьяном виде. Увеличение тарифа также грозит за превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу. Эти изменения находятся на стадии обсуждения, но известно, что за пьяное вождение чиновники намерены ввести пятикратный повышающий коэффициент. Сейчас максимальный КБМ составляет 2,45.

Ожидается, что эти нарушения будут отслеживаться в течение календарного года: если водитель «заработал» повышение тарифа, но после этого ездил по правилам, то на следующий период коэффициент будет снижен. Впрочем, эти идеи пока обсуждаются, а потому срок их реализации не оговорен.

Изменения в законе об ОСАГО с 1 июня 2018 года: изменения в электронном страховании

Условия и порядок осуществления обязательного автострахования  оговорены во 2 главе ФЗ 40 ОСАГО. Для начала необходимо уточнить, что данный закон не распространяется на средства, которые двигаются  со скоростью меньше 20 кмчас, а также ТС, которые принадлежат Вооруженным Силам РФ.

Если гражданин не застрахован, то при возникновении ДТП он обязан оплатить всем участникам ущерб по гражданскому закону, кроме того, данные лица несут ответственность, согласно действующему закону.

Правила обязательного страхования включают в себя порядок заключения и расторжения договора страховки, а также порядок, по которому выплачиваются компенсации. В правилах оговариваются методы решения споров по страхованию.

В качестве объекта страхования в ФЗ указываются имущественные интересы, в виде не только автомобиля, но и любого вида ценностей, которые могли пострадать во время транспортного происшествия.

Водитель обязан поставить страховщика в известность о происшествии, а также представить документы, заполненные в присутствии работников ГИБДД. В законе предусмотрены случаи, когда можно обойтись без вызова сотрудников ГИБДД.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Обязательно автострахование регулируется ФЗ 40, который рекомендуется к тщательному изучению, вместе со всеми поправками, тем, кто является владельцем транспортного средства. Тогда и споров со страховыми компаниями будет на порядок меньше. Кроме того, владелец будет точно знать, на какую сумму он может рассчитывать, а также, что делать, если авто не подлежит ремонту.

Пакет документов, необходимых для заключения страхового договора для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 2018 году будет выглядеть следующим образом:

  • заявление, написанное по правилам страховой компании на ее бланке;
  • свидетельство техосмотра (необходимо будет обращать внимание на срок его действия);
  • регистрационный документ (если авто уже было зарегистрировано);
  • технический паспорт ТС (для незарегистрированных транспортных средств);
  • водительские права;
  • паспорт.

Юридические лица предоставляют страховым компаниям следующую документацию:

  • заявление;
  • диагностическую карту;
  • паспорт ТС или регистрационное свидетельство;
  • доверенность на сотрудника, который заключает страховую сделку;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • печать юридического лица.

Оформив полис, любой страховщик предоставляет своему клиенту:

  • оригинал страхового документа;
  • перечень правил страхования;
  • памятку для водителя;
  • квитанцию о внесенной плате за услугу.

После передачи всех документов клиенту полис ОСАГО начинает официально действовать.

  • запрет движения на несоответствующем общим требованиям автомобиле;
  • снятие номерных знаков, что делается также для наложения запрета, так как ездить без номеров тоже запрещено.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Решение об изменениях в административных наказаниях согласно новым правилам 2018 года за езду без страховки было принято для того, чтобы убрать неопределенные меры, когда автоинспектору необходимо выбирать, что применить. Например, по поводу снятия номерных знаков возникало много разногласий. Сейчас же, так как подобные меры упразднены, то и разногласий не будет. Кроме того, на этом фоне участились случаи воровства номерных знаков и последующего шантажа со стороны злоумышленников.

В страховую организацию по закону теперь смогут обратиться оба водителя, независимо от того, кто из них является виновником ДТП.

2) в абзаце четвертом пункта 2 статьи 24 слова «может быть отнесено» заменить словами «могут быть отнесены», дополнить словами «, решение вопроса об образовании комиссии, указанной в пункте 5.1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, и утверждение положения об указанной комиссии, включающего правила осуществления ею своей деятельности».

2. Дела по спорам, указанным в пункте 5.1 статьи 14.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона), которые были возбуждены на основании исковых заявлений, поданных в арбитражные суды до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат рассмотрению арбитражными судами по существу по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент обращения.

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания.

Чистюхин отметил, что повышение тарифов произойдет не ранее первой половины 2018 года, поскольку изменения в правила и условия страхования законодательством разрешено вносить только раз в году. К тому же чиновник отметил, что повышение цен будет плавным, но эксперты отмечают, что скоро стоимость ОСАГО догонит добровольное страхование.

ОСАГО в 2018 году: свежие изменения

Новая форма полиса ОСАГО Согласно принятым изменениям правил ОСАГО, что вступят в действие с 1 января 2018 года, форма полиса обязательного страхования будет иметь QR-код размером 20х20 мм. Он выступит дополнительной защитой от подделок, которые часто используют мошенники. Наличие QR-кода позволит быстро проверить оригинальность полиса.

Дополнительная защита будет использоваться и для печатных бланков, и для электронных версий. Нововведение позволит проверить подлинность полиса через Интернет в любом месте.Министерством финансов было проведено закрытое совещание, в ходе которого принято решение о либерализации тарифов обязательного автострахования.

  1. Изменения тарифов ОСАГО в 2018 году
  2. Новая форма страхового полиса
  3. Важные новости обязательного страхования

Содержание

  • 1 Новый ОСАГО в 2018 году: последние новости
  • 2 Новая форма полиса ОСАГО
  • 3 Какие еще изменения коснутся ОСАГО в 2018 году?

Новый ОСАГО в 2018 году: последние новости Базовый тариф и коэффициенты расчета стоимости полиса обязательного автострахования регулирует Центральный банк.

К счастью, пока это только письменные предложения. Но перспектива его принятия вполне объективная. Согласно предложению РСА с 01.07.2017 года ЦБ РФ должен регулировать только предельный размер базового тарифа и только для легковых автомобилей.

Цена ОСАГО будет определяться на основании 5 коэффициентов (их размеры будут определять страховщики самостоятельно):

  • возраст и стаж водителя
  • мощность автомобиля
  • ограничения по допуску за руль
  • использование прицепа
  • территориальный коэффициент

Ну а с 2020 года ЦБ РФ полностью откажется от регулирования тарифов на ОСАГО.И стоимость полисов может сильно вырасти. Будет ли принят новый закон об ОСАГО в 2018 году или позднее, узнаем уже совсем скоро. Судебная практика по ОСАГО: новый закон в 2018 году Верховный суд РФ 26.12.2017 г.

Теперь обратиться в свою страховую компанию смогут все пострадавшие. Страховщики недовольны таким решением, поскольку это может значительно увеличить размер их убытков. К приятным новостям также можно отнести и то, что размер по европротоколу будет увеличен до 100 тысяч рублей. Сейчас максимальная сумма не превышает 50 тысяч рублей.

Оформление по европротоколу происходит без сотрудников ГИБДД при условии отсутствия пострадавших. Все полученные повреждения в обязательном порядке должны быть зафиксированы техническими средствами, предусмотренными документом.

Рассчитывать на компенсацию могут оба водителя вне зависимости от того, кто из них виновник ДТП. Чтобы уменьшить количество случаев мошенничества, электронные полисы будут действовать не со дня покупки, а спустя 72 часа.

Уже с сентября 2017 года действуют нововведения закона об ОСАГО. Какие? Они касаются вопросов проведения ремонта транспортного средства, порядка и суммы возмещения убытков, процедуры и всех нюансов оформления страховых документов, сроков осмотра поврежденного транспортного средства, а также финансовой стороны вопроса – стоимости самой страховки автомобиля и размера компенсационных выплат.

Уже с конца апреля 2018 года по новым правилам возможен новый вариант компенсации – ремонт поврежденного автомобиля.

Изменения страхововго бланка

Изменится внешний вид самого бланка полиса. Страховой документ будет снабжен QR-кодом размером 2*2 см. Эта мера позволит дополнительно защитить документ от подделок.

Подлинность полиса страхования ОСАГО можно проверить онлайн при помощи этой новинки. Также с этим кодом будет проще и удобнее оформлять аварии в соответствии с европротоколом.

новый закон о осаго 2018

Действие нового электронного полиса будет начинаться не с момента его покупки, а через 72 часа. Это тоже позволит избежать мошеннических действий. Копия документа будет доступна в печатной версии.

  1. Для водителей возраста 22-24 года и общим стажем вождения 5-6 лет страховой полис подорожает на 55 %;
  2. Для водителей 25-29 лет и тем же стажем вождения подорожание составит 31%, со стажем 7-9 лет – 22%;
  3. А вот водители возрастом от 49 лет и стажем вождения от 14 лет наоборот получат скидку на ОСАГО в размере 34%.

На стоимость полиса по новым правилам будет влиять и стаж безаварийного вождения автомобилиста. Кроме того, в зависимости от региона и городской или сельской местности действуют дополнительные новые повышающие или понижающие стоимость полиса ОСАГО коэффициенты.

ЭРА-ГЛОНАСС на подмоге у страховщиков

С 1 января 2018 года система экстренного реагирования при авариях сможет сообщать в страховую компанию о произошедшем инциденте. С помощью этой функции у страховщиков появится возможность получать информацию о скорости автомобиля во время удара, VIN-номере транспортного средства, месте и времени ДТП.

При этом система не позволит отредактировать данные. Обещают, что такая опция станет подспорьем в оформлении инцидента по европротоколу. Она будет платной, но не обязательной. Со следующего года новые машины станут оснащать обновленными устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, а тем, у кого установлены старые терминалы, необходимо будет заключить дополнительный договор с АО ГЛОНАСС и перепрошить устройство.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования

В вопросах технического осмотра кардинальных изменений не наблюдается. Стоимость такой услуги (сегодня техосмотр обходится в сумму от 800 до 1500 рублей) повысится. Законодательство предусматривает установку камер для контроля за качеством технических осмотров.

Каких-либо изменений, касающихся техосмотра для пенсионеров, не предусматривается. Это связано с тем, что люди пожилого возраста в России крайне редко садятся за руль. Если у пенсионера не хватает средств для проведения технического осмотра, такая услуга будет предоставляться ему бесплатно. За ее осуществление по-прежнему ответственны официальные дилеры.

Вопрос об обязательности прохождения осмотра ТС регламентирован не только в законе под №170 (о прохождении техосмотра), но и правилами дорожного передвижения.

В 2018 году прохождение ТО, существенному изменению не подвергнется. Цена за диагностику возрастёт. На сегодняшний момент она колеблется в районе 800 – 1500 рублей. Улучшиться степень контроля и ответственности работников, осуществляющих осмотр ТС за счёт установления камер контроля.

Техническому осмотру для пенсионеров внимание не будет оказано, так как в России действуют послабления в данном вопросе. Пенсионер, не имеющий достаточного дохода и передвигающийся на авто старше 3 лет имеет право на безвозмездной основе пройти ТО у официального автодилера.

Что делать при ДТП в 2018 году

Алгоритм действий при аварии стандартен:

  • если есть пострадавшие, необходимо немедленно вызвать скорую помощь;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • оповестить страховую компанию о произошедшей аварии и следовать ее инструкции.

Ситуацию можно урегулировать и без привлечения уполномоченных органов. Для этого должно соблюдаться хотя бы одно из нижеперечисленных условий:

  • в результате ДТП никто не пострадал;
  • обе стороны согласны с тем, кто именно выступает виновником произошедшего;
  • обе стороны не желают оформлять ДТП документально.

При этом они могут составить Европротокол. Делается это в следующих случаях:

  • в аварии участвовало не более 2 сторон;
  • каждый из участников ДТП имеет страховой документ;
  • между ними нет разногласий;
  • никто не погиб, чужое имущество также не пострадало.

Существует несколько правил заполнения такого протокола:

  • используется шариковая ручка;
  • в документ вносятся все необходимые сведения об участниках;
  • лицевая часть заполняется каждой из сторон, после чего заверяется подписями (по 2 от каждой);
  • обратная сторона не остается пустой;
  • если впоследствии в документ вносятся изменения, они подтверждаются подписями;
  • заполненные экземпляры разделяются.

Оформленный по всем правилам документ подается страховщику в течение 5 дней после произошедшей аварии. К нему в обязательном порядке прилагаются все требуемые документы, список которых определяет сама страховая компания.

Оставьте комментарий

Adblock
detector