Законодательство в сфере электронного осаго

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа.

Что такое электронный полис ОСАГО

Большая часть автомобилистов должна знать, что услуги по онлайн-оформлению полиса существовали в различных страховых компаниях на протяжении последних двух-трех лет. Однако такое онлайн-оформление напоминало скорее систему работы со своим страховым агентом. То есть она включала в себя необходимость либо ехать за полисом в ближайший офис страховой компании, либо заказывать его доставку на дом.

К началу 2016 года этот процесс стал куда более автоматизированным, и многие крупные страховые компании постарались свести к минимуму необходимость присутствия клиента в офисе.И теперь, с 1 января 2017 года, начинает действовать очень важное, главное изменение закона об электронном ОСАГО: каждую страховую компанию обязывают продавать электронные полисы ОСАГО.

Важно! Данная поправка к законопроекту не обязывает страховые компании осуществлять продажи именно на сайте, а значит, не создаст им дополнительных затрат и неудобств. Продажи могут быть совершены, например, через электронную почту.

Еще одним дополнением, точнее, обязательным требование в поправке была следующая обязанность, возложенная на страховые компании: «обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов». Российскому Союзу Автостраховщиков, кстати, теперь необходимо следить за исполнением его членами данного требования. Теперь продажа полисов ОСАГО через интернет должна стать по-настоящему удобной.

Что касается возможных сбоев, появления которых многие ожидают, особенно на первых порах перехода к новому режиму работы. Сейчас законопроект обязывает страховые компании сообщать о возможных (вероятных) технических неисправностях при оплате клиентом е-ОСАГО в Центральный банк.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Чего ждать водителям

Естественно, не обошлось без изменений и для другой стороны, то есть для водителей. Теперь вступает в силу так называемое реверсивное требование для покупателей е-ОСАГО. Оно прописано в пункте «К» 14 статьи законопроекта. Суть данного требования заключается в следующем: страховщик, который произвел страховую выплату, может потребовать с лица, виновного в ДТП, сумму, равную сумме страхового возмещения.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства.

Экспертное сообщество не ожидает стремительного роста доли электронных полисов на рынке ОСАГО с 1 января следующего года, в том числе из-за отсутствия подключения страховщиков к СМЭВ и избыточности требований к надежности сервисов страховых компаний. Выполнение новых требований потребует существенных расходов, поэтому страховщикам выгоднее использовать традиционные каналы продаж, считает директор по страховым продуктам ООО СК «Сбербанк страхование» Владимир Новиков.

При этом введение в принципе такого канала продажи, как продажа через Интернет, эксперты поддерживают, отмечая, правда, что страховщики сами должны решать, заключать договоры ОСАГО в электронном виде или нет. В то же время они указывают, что оформлением полиса страховая услуга не оканчивается, и для страхователей более важен процесс получения страхового возмещения.

В связи с этим необходимо обсудить, например, возможность осуществления страховых выплат на основании электронных документов без представления их оригиналов, считает генеральный директор АО «Тинькофф Страхование» Вадим Юрко. Президент АНО «За справедливые выплаты», глава Экспертного совета по страховому законодательству при Госдуме Александр Коваль и вовсе предлагает перевести в электронный вид практически весь процесс взаимодействия между страхователем и страховщиком и реализовать его примерно по такой схеме: получение электронного полиса – направление электронного бланка извещения о ДТП – внесение в информационную систему результатов экспертной оценки – автоматическая выплата возмещения. Разумеется, все это невозможно без обеспечения достоверности вносимых в информационные системы данных.

Отдельной темой для обсуждения может стать допуск посредников на рынок е-ОСАГО, например путем создания сервисов по сравнению услуг, позволяющих на основе данных о пользователе и автомобиле подобрать наиболее подходящее предложение страховых компаний и подать заявку на оформление полиса непосредственно на сайте посредника.

К слову, и страховщики, и РСА не против допуска посредников к е-ОСАГО при условии минимизации рисков мошенничества при заключении договоров. Однако в настоящее время посредническая деятельность при заключении договоров страхования в электронном виде прямо запрещена законом (п. 5 ст. 6.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Оставьте комментарий

Adblock
detector